Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос

Ваше отношение к музыкальной психологии
Всего ответов: 139

Статистика

Главная » Статьи » Cтатьи

МУЗЫКОТЕРАПИЯ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Одной из характерных черт уходящего XX столетия является бурный научно-технический прогресс. Обеспечение с помощью современных технологий материальных потребностей общества приходит в явное противоречие с последствиями техногенного загрязнения окружающей среды и его отрицательным воздействием в первую очередь на здоровье человека.
Перед международным сообществом всё острее встают глобальные проблемы социально-экономического и экологического характера [1, 2, 14, 19]. Во многих регионах Земли ухудшается качество жизни, увеличивается заболеваемость, сокращается средняя продолжительность жизни.
Возникает необходимость по-новому, с социальных, политических и экономических позиций рассмотреть ключевые вопросы организации медицинской помощи, практического здравоохранения и (что особенно важно) массового оздоровления трудоспособного населения и общества в целом [26].
В связи с этим особую актуальность приобретают меры по совершенствованию существующих и созданию новых эффективных средств, методов реабилитации и профилактики, повышающих резервные возможности организма человека [9].
Особый интерес вызывает использование в медицине музыкального искусства, что получило название музыкотерапии. В основе данного лечебно-профилактического направления лежит использование различных методов воздействия музыкой или пением, выбор которых определяется конкретно стоящими перед врачом задачами.
Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас музыка фигурирует как лечебное средство.
Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.
Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. В Европе упоминание об этом относится к началу XIX века, когда французский психиатр Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Характерно, что применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер.
В XX веке, особенно во второй его половине, музыкальная терапия как независимая дисциплина стала широко практиковаться в различных странах Европы.
Современные исследования в области музыкотерапии развиваются по нескольким направлениям. Изучение художественно-эстетических закономерностей музыкального восприятия осуществляются в эстетических и музыкально-теоритических работах [4, 5, 11].
Психофизиологические аспекты музыкотерапии изучаются в работах психологов и физиологов [11, 17, 23-25, 30-39].
Первые научные работы, исследующие механизм воздействия музыки на человека, появились в конце XIX, начале XX века. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова и др. появляются данные о благотворном влиянии музыки на ЦНС, дыхание, кровообращение, газообмен [6, 12].
Во второй половине XX века интерес к музыкальной терапии и механизму её воздействия существенно возрос.По-видимому, это можно объяснить научно-техническим прогрессом, позволившим изучать физиологические реакции, возникающие в организме в ответ на музыкально-терапевтическое воздействие, на новом, более высоком уровне. Вместе с тем этот интерес обусловлен возможностью использования музыки в качестве одного из средств длр предупреждения и снятия усталости, утомления, а также для повышенной работоспособности человека, в том числе в условиях космических полётов человека.
Исследования ряда авторов показывают, что музыка оказывает стойкое воздействие на ЦНС.
Так, Н. Н. Захарова и В. М. Авдеев [13] исследовали функциональные изменения в ЦHC при восприятии музыки, осуществляя запись электроэнцефалограмм у испытуемых с одновременной регистрацией кожно-гальванических реакций. Обнаруженные данные свидетельствовали об изменении потока возбуждения в кортико-таламических и кортико-лимбических кругах. Более глубокие положительные эмоции при прослушивании определенных музыкальных произведений сопровождались изменениями ЭЭГ, свидетельствующими о большой активности коры головного мозга, учащением сердечных сокращений и дыханий.
И. М. Гринева [11] обнаружила, что прослушивание мелодичной музыки в спортивном темпе негромкого звучания оказывало на больных седативное воздействие, а на ЭЭГ фиксировалось уменьшение в частотном спектре α-ритма или заметное увеличение его индекса, увеличение амплитуды α-ритма и снижение амплитуды быстрых колебаний.
Музыка энергичная, с четким ритмом, контрастная, умеренного темпа и громкости давала тонизирующий эффект, что сопровождалось депрессией α-ритма, увеличением амплитуды и индекса быстрых колебаний.
Анализ церебральной гемодинамики на основании данных реоэнцефалограмм показал, что в подавляющем большинстве случаев при прослушивании музыки происходила нормализация мозгового кровообращения.
И. В. Темкин исследовал вегетативные реакции в зависимости от характера музыки. Мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, повышала максимальное артериальное давление, увеличивала тонус мышц, повышала температуру кожных покровов предплечья [31].
Таким образом, характер исполняемой музыки может давать прямо противоположные физиологические реакции.
В характере возникающих психофизиологических реакций в ответ на музыкально-терапевтическое возлействие существенное значение имеют психологическая установка и общее состояние личности.
В. В. Медушевский [20] показал, что существуют аксиологическая (ценностная) и опознавательная установки.
При положительной динамике настроения В. С. Русинов и соавт. [27] наблюдали у больных стабильные изменения в передних зонах головного мозга.
М. Н. Ливанов и соавт. [19] считали, что предъявление музыки можно уподобить предъявлению положительного условного стимула, который приводит в действие некий механизм, синхронизируюищй ритмическую активность различных участков головного мозга.
Есть основания полагать, что при прослушивании музыкальных произведений очаг положительной индукции конкурирует с очагом патологической доминанты и может сушественно ослабить негативное влияние последнего на состояние организма.
Воздействие музыкой влияет не только на ЦНС, но и на функции других жизненно важных физиологических систем: кардиореспираторной, мышечной, пищеварительной.
Так, И. М. Догель и И. М. Сеченов отмечали стимулирующее воздействие маршевой музыки на мышечную работоспособность, которая, в частности, оживляюще действует на уставших солдат [12].
И. Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями показал, что мелодии, доставляюшие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект.
Л. Демлинг выявил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. В связи с этим обед в музыкальном сопровождении оправдан не только с эстетической, о и с утилитарной точек зрения [31].
Выявлено влияние музыки на нейроэндокринную функцию,в частности на уровень гормонов в крови,играющих чрезвычайно важную роль во всех эмоциональных реакциях. По современным представлениям, формирование целостных поведенческих реакций организма на различные внешние раздражители, в том числе и на музыку, осуществляется с помощью сложнлй функциональной системы, в частности на основе специфических нейрохимических механизмах подкорки, которые вследствие химического сродства избирательномобилизуют соответствующие образования головного мозга для выполнения той или иной целенаправленной деятельности [13, 15, 16, 21, 28].
Европейскими специалистами было также томечено, что музыка действует избирательно - в зависимости не только от её характера, но и от инструмента, на котором исполняется [48, 49].
По-разному влияет мажорная и минорная музыка. При нормальном восприятиипервая всегда вызывает светлое и радостное настроение. В то же время вторая, как правило, связана с грустью, печалью.
Правда, минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активации физиологических процессов и вызывать активное состояние (например, ария Риголетто "Куртизаны" из оперы Верди). Это в принципе понятно, так как на слушателя оказывают существенное влияние темп, ритм и динамика музыки\ального произведения, о чём уже говорилось выше.
Н. А. Фудин и соавт. [29], изучая изучая влияния музыкальных воздействий на состояние студентов перед экзаменом и на эффективность выполнения ими тестовой операторской деятельности, выявили, что определенным образом подобранные музыкальные произведения улучшают самочувствие, снижают психоэмоциональное напряжение, нормализуют вегетативный тонус и повышают эффективность деятельности обследуемых.
Анализ литературы и данные собственных исследований свидетельствуют о том. что многообразие физиологических реакций, возникающих в организме человека в результате музыкально-терапевтических воздействий, первую очередь обусловлено сложным механизмом акустической рецепции [11, 13, 22, 35].
Известно, чтомузыка как физическое явление представляет собой в каждом конкретном случае определённую совокупность звуковых сигналов, восприятие которых условно разделяют на слуховой и вибротактильной компоненты[3].
Слуховой компонент рецепции реализуется слуховым анализатором и обеспечивает восприятие частот акустических сигналов от 16 до 20000 Гц. При этом звуки музыки воспринимаются и проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в часности в корковых структурах головног мозга [3, 23, 24].
Показано, что возникающие реакции слуховой адаптации порождают определённые ассоциации, эстетические переживания, активно влияющие на психоэмоциональное состояние человека. Эмоции, динамика которых всегда приводит к определённым гормональным и биохимическим изменениям, опосредованно начинают оказывать влияние на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга, кровообращение.
В клинических иследованиях выявляются возможности использования музыкотерапии при лечении больных с различными заболеваниями [7, 8, 30, 40, 44, 45, 48]. Так, в университетской клинике Мюнхена к медикаментозному лечению больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта добавили ежедневные прослушивания произведений Бетховена и Моцарта, что в большинстве случаев приводило к значительным улучшению состояния и к более быстрому по сравнению с контрольной группой рубцеванию язв [48].
Во Франции в Национальном институте переливания крови во время операций звучит музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека и характером заболевания.
Применяя иглорефлексотерапию в комплексе с музыкотерапией в лечении функциональных нарушений толстой кишки, В. П. Лапшин и соавт. [18] показали высокую клиническую эффективность такого терапевтического сочетания, позволившего получить положительную динамику в моторике толстой кишки с одновременной оптимизацией общего состояния, уменьшением эмоциональной лабильности, улучшением вегетососудистых реакций.
В ряде больниц Голландии исследовалось влияние музыки на течение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Выявлено, что специально подобранная классическая музыка помогает преодолевать состояние одиночества, улучшает психоэмоциональный фон, оказывая позитивное влияние на гемодинамику. В результате проведенных исследований показано положительное воздействие музыки на больных с сердечными заболеваниями.
Новые изыскания в области альтернативных (минующих слух, аппликационных) музыкальнотерапевтических воздействий являются также актуальными, позволяя осуществлять местное воздействие акустическими сигналами на органы.
В. А. Гуськов показал, что звук частотой 3 кГц при аппликации акустического излучателя на проекцию почек активизирует диурез на 20-25% у лиц со сниженной выделительной функцией [36]. Этот метод позитивно воздействует и при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей.
Другой подход, базирующийся на принципах традиционной восточной медицины, предложен В. Г. Вограликом и соавт. [10], разработавшими прибор звуковой терапии, представляющий собой устройство с фиксирующимися клавишами для воспроизведения звуков, дисплеем для индикации времени воздействия, регулятором интенсивности звука и 4 микрофонами с креплениями для воздействия на любые биологически активные зоны.
Программы воздействия составлены на основе модифицированных китайских принципов и показали высокую эффективность при лечении некоторых заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др.
Постепенно растущее признание эффективности музыкальной терапии привело к необходимости разработки академической программы по подготовке профессиональных музыкотерапевтов.
Первая учебная программа в Великобритании была осуществлена в Лондоне в 1961 г., а в 1975 г. там же был основан Центр музыкальной терапии.
В Германии музыкотерапевты, подготовленные по системе Нордоффа-Роббинса (см. дальше), начали работу в 1978 г. в больнице Хердеке и в Музыкальном колледже в Аахене. В 1985 г. при медицинском факультете университета Виттен/Хердеке был организован Институт музыкальной терапии.
Работая совместно с врачами и исследователями, сотрудники этого института распространили применение музыкотерапии на многие области: детскую и взрослую психиатрию, педиатрию, спинномозговые травмы, невропатологию, психосоматические заболевания, внутренние болезни, интенсивную терапию [45, 46].
В дальнейшем учебные музыкально-терапевтические программы были внедрены в ряде других стран Европы.
Музыкальная терапия как независимая дисциплина широко практикуется в США; сфера ее применения постоянно расширяется в Австралии, Японии, Новой Зеландии, Южной Америке и других странах.
В США терапевтическое использование музыки впервые получило признание после второй мировой войны, когда музыка была с успехом применена при лечении эмоциональных расстройств у ветеранов [43].
Национальная ассоциация музыкальной терапии была основана в 1950 г. В настоящее время в США зарегистрировано около 3500 профессиональных музыкальных терапевтов и потребность в специалистах этого профиля неуклонно возрастает. Академическая подготовка в данной области впервые была начата в университете штата Мичиган, а затем быстро распространилась в более чем 70 колледжей и университетов по всей стране.
В целом за рубежом более 100 университетов и колледжей предлагают курсы, по окончании которых студенты получают степень бакалавра, магистра или доктора.
В России не существует системы подготовки профессиональных кадров в области музыкотерапии, хотя необходимость в этом очевидна. В настоящее время в Московском институте традиционной медицины и музыкотерапии при участии Центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ и Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова подготовлена учебная программа по клинической музыкотерапии, на основе которой с сентября 1999 г. предусмотрена регулярная подготовка профессиональных музыкотерапевтов, пока в порядке последипломного тематического усовершенствования для врачей.
Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии в лечебнопрофилактической медицине достаточно широки [31-37, 41, 42, 46. 47] и могут включать в себя разнообразные программы: для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей; для повышения резервных возможностей организма человека в центрах здоровья; для больных бронхиальной астмой; для взрослых с отклонениями в развитии; для контингента психиатрических больниц и клиник всех возрастных групп; для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами; для пациентов реабилитационных центров, имеющих физические нарушения; для престарелых и лиц, нуждающихся в постоянном уходе; для детей, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии, и т. д.
Анализ данных научной литературы и собственных исследований позволил нам сформулировать новую научную концепцию: "Музыкотерапия - это система психосоматической регуляции функций организма человека", имея в виду одновременное влияние акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека и непосредственно на поверхность тела и внутренние органы.
Именно комплексное, гармонизирующее влияние музыкотерапии, активизирующее в первую очередь стентность организма, позволяет сделать вывод о перспективности использования данного направления в системе лечебно-профилактической медицины.
Категория: Cтатьи | Добавил: Дарина (17.04.2008) | Автор: С. В. Шушарджан, (Москва)
Просмотров: 974