Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос

Нужен ли на этом сайте форум?
Всего ответов: 33

Статистика

Главная » Статьи » Cтатьи

ИСТИНА И ИСКУССТВО

Здесь, на мой взгляд, необходимо вычленить три варианта понятия истины:

     1) Истина, которая вне нас и которую мы не знаем (т.е. тот момент бытия природы, который нам не доступен, потому что мы о нем еще ничего не знаем и, естественно, его не воспринимаем, но о нем догадываемся). Это вне нас, независимо от нас. Но существует и такая истина, о которой, как нам кажется, мы знаем, но знание наше ошибочно. Теоретически она может существовать и практически тоже, но она может быть игрой нашего воображения, нашей выдумкой, нашей мечтой и нашей ошибкой.

     2) Может быть также истина, о которой мы догадываемся, ее предполагаем и даже о существовании которой мы знаем, но решить ее сущностное содержание, ее проблему не можем окончательно в связи с недостаточностью или научных теоретических или эмпирических данных в настоящее время (например, вопрос познания мира). Существуют полярные точки зрения на этот вопрос. Некоторые ученые считают мир познаваемым, и эту позицию разделяли Гегель, В.С.Соловьев и др. Мир непознаваем - это вывод из общественных положений И.Канта и целого ряда его последователей и в прошлом, и в настоящем.

     Но если мир существует реально, а это так и сеть, то должна быть и реальная возможность его познать. И элементы нашей познающей системы, как бы они не были несовершенны, рано или поздно дадут нам объективную картину решения задачи. Все зависит от времени, которое для этого требуется.

     Таким образом, эта истина есть задача, которую мы должны познать, и которую со временем познаем.

     3) Третий вариант истины - истина, которую мы сами творчески изобретаем, придумываем и воплощаем в созидании. Эта истина с самого начала в нас, для нас и в совершенствующем своем развитии через нас осуществляет практический и теоретический прогресс человеческого существования. Она, естественно, базируется на теоретическом и эмпирическом накоплении информации. Этот вариант истины, совершенствующей и созидающей человека, будет в жизни будущего общества основополагающим.

     Если человек изобретает истину, создает ее и воплощает, то она не только от него зависит, но и иллюстрирует его жизнь. Вместе с тем, она, конечно, в некоторых случаях может и не зависеть от человека, но это в основном тогда, повторюсь, когда он о ней еще ничего не знает. Если же он о ней знает, но познать не может, то это зависит только от времени и усилий, которые он прилагает к познанию, и теоретически необходимо считать, что истина в этом случае потенциально может и будет усвоена человеком, и будет в нем, и вне его, а если он будет ее использовать в своем развитии, в практике и теории, то будет необходимо для себя и изменять ее. Тогда она потенциально может зависеть от человека и его практической деятельности.

     Достаточно важным вопросом является: существует ли разница между тем, что называют информацией и истиной? Является ли истина информацией? Безусловно. Видимо, можно с известной определенностью полагать, что информация - это какой-то элемент знания в данный период исторического этапа развития человечества. Всякая истина - это всегда информация, но не всякая информация - истина. Истина, очевидно, прежде всего - более важная, обобщенная и значимая для данного времени информация. Во всяком случае, беру на себя смелость и возможность именно так ее понимать.

     Например, информация о том, что человечество достигло такого развития, что с помощью средств массового уничтожения может многократно уничтожить все живое, но еще не достигло такого развития, чтобы понять, что себя уничтожать нельзя, и что это страшное преступление, ни с чем не сравнимое преступление перед Вселенной. Но это настолько важная трагическая и актуально необходимая информация, совершенно необходимая для каких-то действий, что для современного человечества она становится “истиной опасности” и “истиной безопасности”.

     Итак, информация в определенных случаях может становиться истиной. И эти законы всегда и вне нас, и в нас одновременно. Они управляют существованием мироздания, и человек создан и сформирован Вселенной и является ее частью и, стало быть, он также испытал и испытывает действия этих фундаментальных законов Вселенной и законов самого биологического и социального существования. И вместе с тем, естественно, определенные фундаментальные законы, не связанные с человеческим существованием, действуют и вне человека.

     Вернемся к оценке и анализу искусства и попытаемся продемонстрировать, какую роль оно играет в понимании истины - того ее варианта, который является совершенствующим и созидающим, а именно, творческой истины.

     Стремление к искусству запрограммировано в человеке как стремление к совершенствованию и, как правило, именно сначала на эмоциональном уровне (уровне эмоционального сознания). Человек пытается выразить свое эмоциональное сознание и совершенствоваться в его выражении (это могли быть танцы, различные варианты изобразительного искусства, скульптура, живопись, различные варианты традиционного, ритуального, религиозного действа, музыка, актерское представление, построй и украшение жилища и т.д.). Я об этом уже писал в своих работах. Процесс такого совершенствования осуществляется не только в мастерстве, он всегда будет связан и с совершенствованием в сфере самого эмоционального сознания и на более совершенном уровне эмоциональных реакций и эмоциональной культуры в целом.

     Это так или иначе способствует и совершенствованию религиозного и мировоззренческого мировосприятия. И чем совершеннее становятся достижения в искусстве, тем более совершенным становится духовно направленное развитие не только человека, но и общества в целом. Это достаточно демонстративно прослеживается при анализе искусства Эпохи Возрождения, которое, совершенствуясь в мастерстве и неся в себе глубокий внутренний религиозный смысл в процесс е развития, все больше ориентировалось на светскую форму и светское содержание для совершенствующегося сообщества.

     Кроме того, некоторые формы искусства иллюстрируют и настраивают на какой-то определенный вид деятельности, вызывая определенную эмоциональную мотивацию к действию.

     Целесообразно вспомнить, например, танцы экваториальных народов, настраивающих на уборку урожая, охоту, воинственные, брачные танцы и соответствующую музыку и т.д. Можно также вспомнить светские танцы на балах в последнее тысячелетие в Европе, облегчающие знакомства, и т.п. И чем совершеннее искусство, тем более обобщенное воздействие оно вызывает. И в итоге, в самом совершенном варианте, искусство вызывает творческую мобилизацию человека к познанию истины.

     Великие достижения в области искусства так или иначе способствуют общему подъему цивилизованности и культуры и, переведенные в ранг вербального сознания, становятся культурой, мировоззрением, философией и, так или иначе рано или поздно, способствуют общему социальному прогрессу.



Источник: http://www.raikow.narod.ru/site/ten.htm#C2
Категория: Cтатьи | Добавил: Дарина (12.06.2008) | Автор: В.Л. Райков
Просмотров: 822