Если обратиться к истории возникновению музыки, интонации, мелодии, звука то ученые, музыковеды, музыканты-теоретики до сих пор спорят, что появилось первое музыка или речь, ведь как мы знаем и то, и другое состоит из звуков. Ну, и то, что музыка имеет огромное воздействие на природу и живой мир – это доказывают дошедшие до нас различные легенды, сказания, былины. Вспомните хотя бы красивую и древнюю легенду о сладкоголосом Орфее, который ударяя по струнам своей золотой кифары, становился могущественнее богов. Потому что волшебные мгновения не боги, а песнь Орфея владычествовала над миром. Вся природа покорялась дивной музыке. Заслышав звуки прекрасной мелодии, даже деревья и скалы сдвигались с мест и окружали музыканта. Внимая его пению, неукротимые потоки водопада усмиряли свой шум, а свирепые звери плакали, как дети… Всё это, конечно, волшебный и красивый вымысел, легенда. Такое бывает лишь в сказках. А впрочем…
Как-то любознательные учёные-цветоводы решили произвести необычный опыт. Представьте себе прозрачный стеклянный дом, в котором живут цветы – розы, тюльпаны, маки, георгины, ирисы, орхидеи… И вот в этом ботаническом «аквариуме» устроили ботанический концерт. Для каждой цветочной семьи была построена своя маленькая музыкальная оранжерея, миниатюрный концертный зал. И зазвучала музыка. А учёные внимательно наблюдали за поведением цветов.
Что же выяснилось? А вот что. Цветы, которым давали слушать музыку, распустились значительно раньше тех, которые «поливал» обычный уличный шум или окутывала глухая тишина. Оказалось, цветы ощущают разницу между весёлой и грустной мелодией, отличают хоровую музыку от танцевальной, звуки скрипки от звуков рояля и не путают арфу с барабаном. Они даже выбирали себе композитора по вкусу. Некоторые из них тянули свои распускающиеся бутоны навстречу созвучиям Моцарта. Другие источали дивный аромат, внимая мелодиям Чайковского. Третьи расцветали ярчайшими красками, когда звучала пленительная музыка Шопена. Монгольские кочевники убеждены, что маму-верблюдицу, не желающую кормить своего горбатенького верблюжонка, можно заставить это сделать, если…поиграть ей на скрипке. И вообще погонщики верблюдов утверждают, что пение оказывает огромное воздействие на этих строптивых и упрямых животных. На водопое, во время стрижки или перевозке клади верблюд подчиняется песне охотнее, чем кнуту. Он сам замедляет или ускоряет бег в зависимости от темпа музыки.
Ну, а как же человек? Конечно, есть люди, которые больше любят тишину, но абсолютная тишина для человека губительна: в «звуковом вакууме» он выдержит не больше 40 часов. Нейрофизиологи вместе с музыкантами утверждают: уши – это ворота мира. Возбуждение, на которое реагируют клетки мозга, отвечающие за слух, в 10 млн раз слабее, чем возбуждение, которое необходимо для передачи в мозг информации о прикосновении к коже. На наше эмоциональное состояние гораздо сильнее влияет то, что мы слышим, чем то, что мы видим.
Любой человек способен достаточно тонко различать музыкальные звуки различной высоты. Так что если вам кто-то скажет, что ему «слон наступил на ухо», то есть у него нет музыкального слуха, - не верьте.
Не все люди могут музыкально «звучать», то есть хорошо воспроизводить голосом музыкальные звуки, петь. Но музыкально слышать могут все. И именно музыкальный слух – главный пропуск человека в мир музыки. Музыкально слышащим человека создала сама природа.
Скажите, вы всегда замечаете, что звучит вокруг? Или реагируете только на крайности – очень громкие звуки или мёртвую тишину? Ведь, как правило, люди, живущие в больших городах, постоянный звуковой фонд воспринимают совершенно естественно, а вот его отсутствие вызывает дискомфорт.
Но обращаем мы внимание на то, что звучит вокруг нас, или не обращаем, хотим мы этого или не хотим, звуки воздействуют на нас – на наше настроение, наше состояние. Музыка может вознести до небес, наполнить жизнью, а может ввергнуть в глубокую депрессию и даже довести до самоубийства.
Но вся ли музыка действует одинаково хорошо? Можно ли однозначно разделить музыку на плохую и хорошую и определить силу воздействия на нас? Чем же музыка воздействует на нас? Её основа, или средства музыкальной выразительности, для любого времени и стиля одинакова: метроритм и темп, мелодия и гармония (лад), форма, динамика (громкость звучания).
Ритм – основа «канва» музыки.
Мелодия, как написано в музыкальном словаре, «одно из древнейших и универсальных проявлений творчества человека».
Гармония – «созвучие», «соразмерность», в музыке это сочетание звуков (консонансы и диссонансы). В нашей душе гармония зависит от множества составляющих, и, наверное, к ней осознанно или нет стремиться каждый. Найдите свой, индивидуальный ритм, свою мелодию – это поможет обрести внутреннюю гармонию.
О влиянии музыки на наше самочувствие написано много. Например, Г. –Г. Декер-Фойгт утверждает в своей книге «Введение в музыкотерапию», что музыка, которая стимулирует, активизирует должна быть мажорная, активная, мелодия с резкими взлётами и падениями, с острыми ладовыми тяготениями, с подчеркнутой ударной пульсацией. Такая музыка повышает сердечно-сосудистое давление, учащает дыхание и пульс, вызывает спазмы мускулатуры, раздражение кожи, возбуждение, сходное с состоянием опьянения, порой опасное для здоровья и даже жизни. И напротив, музыка с минорным ладом, с отсутствием сильных акцентов, невысокой громкостью, с плавным течением мелодии и отсутствием острых ладовых тяготений (например, народная музыка) вызывает реакцию у человека как: снижение сердечно-сосудистого давления, замедление дыхания и частоты пульса, расслабление мышечных зажимов, уменьшение раздражения кожи, чувство спокойствия, умиротворённости, удовольствия вплоть до медитативного.
Композиторы так же делятся на «полезных» для здоровья и не очень. Известный парижский врач Альфред Томатис выписал Жерару Депардье, который приехал покорять Париж, и у него были на это все шансы, если бы не проблемы с речью и памятью, в середине 60-х годов рецепт: «Моцарт. Принимать два часа в день».
Учёные США и Болгарии независимо друг от друга выяснили, что музыка Моцарта усиливает мозговую активность и повышает интеллектуальный уровень. Конечно, такое применение музыки в качестве лечебного воздействия используется в практической медицине достаточно давно. Традиционно, музыка используется в лечении психических болезней, для уменьшения тревоги и депрессии, и даже таких серьёзных заболеваний, как болезнь Паркинсона и Альцгеймера. Естественно, музыкотерапия является лишь дополнением к основному лечению.
К Моцарту «присоединились» Бах и Гендель – у них самая оптимистическая и гармоничная музыка, Шопену повезло меньше. По мнению специалистов в музыке «короля вальса» слишком много минора и ностальгии, что не совсем хорошо для успешного человека. Большую часть рок- и поп-музыки в медицине не используют. Ну, а как же мы сами? Сколько людей, столько мнений и музыкальных вкусов.
Неотъемлемая часть в звучании музыки является ритм. Ритм – основа всего. День – ночь, свет – тьма, жизнь – смерть, биение нашего сердца… Природу не назовёшь хаотичной, в ней все подчинено порядку, основа которого – ритм.
Аналог природных ритмов в музыке – метр (равномерное чередование сильных и слабых долей), ритм же у каждой мелодии свой, неповторимый, он вплетается в метрический размер, как узор вышивки вплетается в канву. В психологии этому узору дали красивое название темпомир личности. Его вырабатывает сам человек под влиянием внутренних ритмов (биоритмов) и внешних ритмов, задаваемых обществом.
Почему сейчас в основном молодые люди стали очень агрессивные или наоборот, бывают заторможенными. Просто «Клубная эстетика» или клубная «денс-культура», которую сегодня нам навязывают, основана на музыкальных ритмах, «демобилизирующих мыслительную активность, разрушающих способность человека к личностному общению». Возникает эффект толпы, в которой «отдельный человек легко теряет свой культурный облик, формируется зависимый тип личности». Лучший способ не поддаться этой толпе – не попадать в неё. Ну, а если попали – старайтесь не потерять себя, найдите свой ритм, обретите свой темпомир.
Как же обрести свой темпомир? Сделать это поможет музыка и сила, которые есть в каждом из нас. Жизненная гармония – это сила, которая создаёт «закономерный и подвижный порядок жизни», то есть космос. Любое изменение в расстановке сил нарушает порядок. Так и наш внутренний мир: стоит какой-то силе увеличиться – и внутренняя гармония нарушается.
Вполне естественно, что и в музыке работают те же принципы, она тесно связана с нашим внутренним миром. Силе постоянства хорошо соответствует музыка с двухдольным размером: как прекрасно всегда оставаться на земле, сохраняя равновесие при ходьбе (раз-два, раз-два), чётко и ритмично печатать шаг! Но в музыке есть и трёхдольный размер, он легко ассоциируется с жаждой перемен, с восторгом при «отрыве от земли» Танцуя вальс, мы ощущаем нечто подобное каждой клеточкой своего тела: оно «летит» в новое, отрывается от обыденного, устремляется в небо.
Мир музыки поистине безграничен, однако попробуйте понять, какая музыка близка сейчас вам. Может быть, это поможет обрести гармонию внутри себя.
Кто-то в ранней юности слушал одно, а сейчас ему нравится совсем другое. Мы меняемся, и наша любимая музыка меняется вместе с нами. В нашей душе живут образы и воспоминания слишком дорогие, чтобы их забыть, есть мелодии, которые любим всю жизнь. Такая музыка может вывести из самой глубокой депрессии и дать новые силы.
Кстати, музыка может вас научить не только духовной гармонии, но и гармонии в отношениях людей, для этого только надо только научиться прислушиваться друг к другу.
Музыка и психология могут подвести человека к решению познавать себя и попытаться понять других. Так что – слушать и решать нам самим!