Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос

Чего не хватает на этом сайте?
Всего ответов: 20

Статистика

Главная » Статьи » Cтатьи

Коммуникация в сфере музыкальной деятельности
Музыкальная деятельность включает в себя сложную систему межличностных коммуникаций между учителями, учениками, композиторами, редакторами, исполнителями, критиками, слушателями и т.п. Коммуникация осуществляется средствами музыкального и речевого интонирования, вербальных и невербальных форм общения, через нотный и словесный текст.

   Участники коммуникации для ее осуществления должны обладать полным набором сценариев общения. Каждый сценарий развертывается эмоцией, соответствующей ситуации. Каждый из участников может пользоваться всеми эмоциями (трансакция: Взрослый – Взрослый), один из участников может создавать у другого миф - иллюзию отсутствия ситуаций, выхода из которых тот не знает, и переживать часть эмоций за него (Родитель – Ребенок), участники могут распределить роли в зависимости от эмоций. При отсутствии сценария у обоих участников (Ребенок – Ребенок) возникают конфликты. При нежелании имеющего сценарий искажать реальность для спокойствия того, у кого он отсутствует, коммуникация прекращается (перекрестная трансакция). Отсутствие сценария выражается в игнорировании права на существование развертывающей его эмоции. Следствием является искажение реальности: бегство в фантазии (разовые мечты или мрачные образы), деятельность (безделье или изматывающую работу), телесные ощущения (психосоматические расстройства здоровья или интенсивный спорт), контакты с людьми (одиночество или бессмысленное общение).

   Функции искусства: «компенсаторная» - удовлетворение потребности в переживаниях проживанием «чужих жизней» (Фрейд); «катарсическая» - принятие эмоций благодаря катарсическому просветлению – совмещению негативно воспринимаемой эмоции с позитивной (Выгодский); для передачи жизненных сценариев (Берн); в качестве «переходного объекта», дающего доступ к неуправляемым эмоциям (Винникот) и т.д.

   Элементарные средства выразительности создают пары уравновешивающих друг друга эмоций: лад – светлую (мажор) и темную (минор) эмоциональную окраску; темп – активность (быстрый) и пассивность (медленный) эмоциональных состояний; динамика – направленность (форте) на коммуникацию и скрытность (пиано) и т.д. Сочетание нескольких элементарных эмоций дает новые состояния. «N» средств выразительности создает 2N состояния. По закону совмещения функций (Медушевский) музыкальная интонация одновременно несет в себе сценарий - содержание и сама является средством протекающей по этому сценарию коммуникации. Эмоция - средство управления коммуникацией и часть образа (содержания), отвечающая за его временное развертывание. Игнорирование эмоции исполнителем нарушает музыкальное развитие, так как по принципу компенсации любая эмоция из пары вызывает потребность в противоположной (см.
«Музыкальное мышление» компенсация). Это ведет к «ученическому параллелизму» средств выразительности (Назайкинский). Например, движение к первой доле (из-за параллелизма) всегда сопровождается крещендо, аччелерандо, стаккато и т.п. Богатство эмоциональной палитры исполнителя – один из важнейших показателей ценности музыканта. Оно облегчает исполнителю процесс коммуникации и делает его внутренний мир (содержание произведения) интересным.

   Обучение игре на фортепиано – коммуникация, имеющая целью – обучение коммуникации средствами фортепианно-исполнительского интонирования.

   В мире педагогических технологий существует два полюса: формирующее (традиционное) и личностно - ориентированное обучение.

      •Формирующее обучение характеризуется жестким ведением, объяснительно - иллюстративным методом, групповой формой обучения и ставит целью формирование знаний, умений и навыков (ЗУНов).

      •Личностно ориентированное обучение – диалоговым стилем ведения, эвристическим, исследовательским методом, индивидуальным обучением, гуманно-личностным подходом.

   Обучение игре на фортепиано, например, традиционно является индивидуальным, но по другим признакам классификации педагоги имеют различные точки зрения: К.Черни придерживался концепции формирования ЗУНов, ссылаясь на необъяснимость выразительного исполнения, его зависимость только от таланта; К. Мартинсен исходил из «звукотворческой воли», объясняя свою точку зрения недостижимостью настоящей техники вне слуховых представлений. Каждая из точек на практике принесла не только положительные результаты. Наиболее продуктивно совмещение гуманно-личностного подхода с некоторыми методами формирующего обучения. Специфика обучения игре на фортепиано заключается в том, что главную роль играет личность учителя. Методы, описанные в трудах, всегда либо имели расплывчатую форму, либо были далеки от практики их авторов.


Источник: http://fp01met.narod.ru
Категория: Cтатьи | Добавил: Дарина (21.03.2008)
Просмотров: 2463