|
Коммуникация в сфере музыкальной деятельности
Музыкальная деятельность включает в себя сложную систему межличностных
коммуникаций между учителями, учениками, композиторами, редакторами,
исполнителями, критиками, слушателями и т.п. Коммуникация
осуществляется средствами музыкального и речевого интонирования,
вербальных и невербальных форм общения, через нотный и словесный текст.
Участники коммуникации для ее осуществления должны обладать полным
набором сценариев общения. Каждый сценарий развертывается эмоцией,
соответствующей ситуации. Каждый из участников может пользоваться всеми
эмоциями (трансакция: Взрослый – Взрослый), один из участников может
создавать у другого миф - иллюзию отсутствия ситуаций, выхода из
которых тот не знает, и переживать часть эмоций за него (Родитель –
Ребенок), участники могут распределить роли в зависимости от эмоций.
При отсутствии сценария у обоих участников (Ребенок – Ребенок)
возникают конфликты. При нежелании имеющего сценарий искажать
реальность для спокойствия того, у кого он отсутствует, коммуникация
прекращается (перекрестная трансакция). Отсутствие сценария выражается
в игнорировании права на существование развертывающей его эмоции.
Следствием является искажение реальности: бегство в фантазии (разовые
мечты или мрачные образы), деятельность (безделье или изматывающую
работу), телесные ощущения (психосоматические расстройства здоровья или
интенсивный спорт), контакты с людьми (одиночество или бессмысленное
общение).
Функции искусства: «компенсаторная» - удовлетворение потребности в
переживаниях проживанием «чужих жизней» (Фрейд); «катарсическая» -
принятие эмоций благодаря катарсическому просветлению – совмещению
негативно воспринимаемой эмоции с позитивной (Выгодский); для передачи
жизненных сценариев (Берн); в качестве «переходного объекта», дающего
доступ к неуправляемым эмоциям (Винникот) и т.д.
Элементарные средства выразительности создают пары уравновешивающих
друг друга эмоций: лад – светлую (мажор) и темную (минор) эмоциональную
окраску; темп – активность (быстрый) и пассивность (медленный)
эмоциональных состояний; динамика – направленность (форте) на
коммуникацию и скрытность (пиано) и т.д. Сочетание нескольких
элементарных эмоций дает новые состояния. «N» средств выразительности
создает 2N состояния. По закону совмещения функций (Медушевский)
музыкальная интонация одновременно несет в себе сценарий - содержание и
сама является средством протекающей по этому сценарию коммуникации.
Эмоция - средство управления коммуникацией и часть образа (содержания),
отвечающая за его временное развертывание. Игнорирование эмоции
исполнителем нарушает музыкальное развитие, так как по принципу
компенсации любая эмоция из пары вызывает потребность в противоположной
(см. «Музыкальное мышление»
компенсация). Это ведет к «ученическому параллелизму» средств
выразительности (Назайкинский). Например, движение к первой доле (из-за
параллелизма) всегда сопровождается крещендо, аччелерандо, стаккато и
т.п. Богатство эмоциональной палитры исполнителя – один из важнейших
показателей ценности музыканта. Оно облегчает исполнителю процесс
коммуникации и делает его внутренний мир (содержание произведения)
интересным.
Обучение игре на фортепиано – коммуникация, имеющая целью – обучение
коммуникации средствами фортепианно-исполнительского интонирования.
В мире педагогических технологий существует два полюса: формирующее (традиционное) и личностно - ориентированное обучение.
•Формирующее обучение характеризуется жестким ведением,
объяснительно - иллюстративным методом, групповой формой обучения и
ставит целью формирование знаний, умений и навыков (ЗУНов).
•Личностно ориентированное обучение – диалоговым стилем ведения,
эвристическим, исследовательским методом, индивидуальным обучением,
гуманно-личностным подходом.
Обучение игре на фортепиано, например, традиционно является
индивидуальным, но по другим признакам классификации педагоги имеют
различные точки зрения: К.Черни придерживался концепции формирования
ЗУНов, ссылаясь на необъяснимость выразительного исполнения, его
зависимость только от таланта; К. Мартинсен исходил из «звукотворческой
воли», объясняя свою точку зрения недостижимостью настоящей техники вне
слуховых представлений. Каждая из точек на практике принесла не только
положительные результаты. Наиболее продуктивно совмещение
гуманно-личностного подхода с некоторыми методами формирующего
обучения. Специфика обучения игре на фортепиано заключается в том, что
главную роль играет личность учителя. Методы, описанные в трудах,
всегда либо имели расплывчатую форму, либо были далеки от практики их
авторов.
Источник: http://fp01met.narod.ru |
Категория: Cтатьи | Добавил: Дарина (21.03.2008)
|
Просмотров: 2463
|
|
|