Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос

Нужен ли на этом сайте форум?
Всего ответов: 33

Статистика

Главная » Статьи » Cтатьи

СЛЫШУ, ЧУВСТВУЮ, ОБЩАЮСЬ

К вопросу об использовании достижений музыкальной психологии в художественно-педагогической практике

В связи с активным внедрением концепции здоровье-сбережения в образовательную практику, а в частности в область преподавания предметов искусства, арсенал педагогических методов, подходов значительно расширяется и обогащается, и в первую очередь за счет использования знаний и опыта других областей знаний, связанных с вопросами профилактики и коррекции здоровья, его различных компонентов. Одним из таких компонентов является психологическое здоровье. Очевидно, существует проблема компетентного использования достижений в психологии в целом и ее прикладных областях знаний, в частности — в музыкальной психологии, психологии искусства, которые становятся актуальными в связи с разработкой вопросов преподавания в области искусства в контексте здоровьесбережения. Рассмотрим некоторые теоретические и практические вопросы преподавания музыки в свете психологических наук.

В настоящее время можно отметить целый ряд достижений в отечественной и зарубежной музыкальной психологии, в частности — в психологии музыкальных способностей, музыкальной нейропсихологии. В структуре музыкальных способностей четко определена иерархия, где основная базовая способность — общая психологическая способность к восприятию эмоционально-образной информации. По последним точным данным нейропсихологических исследований, эта способность локализована в правом полушарии мозга и имеет научное определение — «интонационный слух».

Интуитивные поиски некоей общей способности, объединяющей другие специальные музыкальные способности, давно приводили исследователей к таким понятиям, как «эмоциональность», «эмоциональная отзывчивость на музыку», «музыкальность». В свою очередь, психологическая терминология пополнилась сегодня новым определением — «эмоциональный слух», предложенным биологом Морозовым В.П. для давно известной и изучавшейся психологами способности распознавать по звуку голоса человека его эмоциональное состояние. При этом эмоциональный слух рассматривается как эволюционно более древняя форма слухового восприятия по сравнению с речевым (семантическим) слухом. Звуковая информация словесной и музыкальной речи, так или иначе, содержит эмоционально-смысловой компонент: это ненотируемые свойства интонации, их выразительные, образные характеристики. Такая информация распознается с помощью интонационного слуха. Интонационный слух — первичная, базисная способность, для которой характерна целостность, всеохватность. Она связана с синестезиями, зрительными, тактильными, цветовыми, моторными ассоциациями. Это наименее специфическая способность, которая занимает пограничное место между общими и специальными способностями. Таким образом, исследования в области интонационного слуха могут иметь значение с точки зрения как специальных, так и общих психологических знаний.

Опыт практического исследования интонационного слуха как общей и специальной способности

Экспериментальной творческой лабораторией для исследования интонационного слуха и связанных с этим новых психологических подходов к учащимся в процессе творческой деятельности стала студия компьютерной музыки «Комп@шка» при ДМШ № 7 г. Новосибирска. В ходе эксперимента были использованы современные компьютерные технологии, что значительно обогатило исследовательский инструментарий. В эксперименте, проводившемся в течение 2004/2005 учебного года, приняли участие 35 учащихся ДМШ в возрасте от 6 до 16 лет. Им были предъявлены для прослушивания 150 фрагментов отечественной и зарубежной музыки различных жанров, направлений и исторических периодов с целью их классификации.

Использовалась классификация, предложенная профессором психологии Кирнарской Д.К., в которой за основу взяты коммуникативные свойства музыки и, следовательно, коммуникативные стереотипы музыкального восприятия, так называемые «коммуникативные архетипы». В соответствии с главными видами общения выделены четыре архетипа:

первый архетип «призыв» — взаимодействие сильного со слабым, начальника с подчиненным, высшего и низшего;
второй архетип «прошение» — обращение «низшего» к высшему, просьба, надежда, зависимость от сильного;
третий архетип «игра» — общение «равного» с равным;
четвёртый архетип «медитация» — общение с самим собой, погружение в себя, растворение, размышление.

В процессе прослушивания были идентифицированы музыкальные фрагменты определенной коммуникативной направленности и классифицированы по четырем подгруппам. Выверенные по интонационным характеристикам аудиофрагменты использовались в дальнейшей творческой деятельности учащихся при составлении тематических аудиовидеорядов с использованием мультимедийных видеофрагментов и в последующем создании образцов компьютерной графики. Выбор учащимися того или иного аудиоматериала отражал их интонационные предпочтения, образно-интонационный комплекс индивидуальных особенностей, в том числе общую коммуникативную направленность.

Ярким примером явились творческие работы учащихся на тему «Мы слышим космос», отмеченные дипломами международного художественного конкурса для детей и юношества «Космос и я». Отношения «Я и Космос» («Я и социум») явно определяли выбор учащимися того или иного интонационного комплекса и соответствующего ему видеоматериала. При этом следует отметить предпочтение архетипа «призыв» мальчиками-учащимися (образы подчинения, власти, агрессии, активного действия). Девочки же предпочитали лирический вариант архетипа «прошение». Учащиеся старшего подросткового возраста выбирали архетип «медитация», младшие школьники — архетип «игра».

В ходе вышеописанного эксперимента выявились значительные возможности использования набора музыкальных фрагментов, классифицированных по коммуникативному принципу, в качестве диагностической методики. Такая методика может применяться в качестве как специального музыкального теста для определения степени развитости интонационного слуха, так и психологического теста для определения типологических особенностей учащихся, их коммуникативного стиля. Методика может применяться в сфере общего и дополнительного образования.

Итак, исследования в области музыкальной психологии предоставляют новые перспективы в практике музыкального преподавания. Использование достижений в области психологии музыкальных способностей — в частности, выделение интонационного слуха как универсальной, наименее специфичной, комплексной «правополушарной» способности — открывает большие возможности в психолого-педагогической деятельности в области искусства в целом. Психологический принцип классификации и отбора художественного материала представляется вполне адекватным при здоровьесберегающем подходе — в практике таких новых направлений, как арт-терапия в преподавании предметов искусства.

Категория: Cтатьи | Добавил: Дарина (24.03.2008) | Автор: Бирюлева Е.В., Приходько О.В
Просмотров: 889