Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос

Чего Вам не хватает в этой жизни?
Всего ответов: 201

Статистика

Главная » Статьи » Cтатьи

ОПЫТ ТЕСТИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ НА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАХ

Вступительные экзамены в вуз — всегда ис­пытание. Абитуриент должен проявить вы­держку, умение собраться в нужный мо­мент и способность к максимальной моби­лизации всех сил. Принимающая экзамен комиссия должна проявить терпение и осо­бую проницательность, умение отличить на­тасканного тугодума от истинного талан­та, даже если подготовка последнего по каким-то причинам недостаточна.

Особенно необходимо такое тонкое уме­ние и чутье на приемных экзаменах в твор­ческие вузы, и в музыкальные в том числе. Только в творческой профессии способный и перспективный абитуриент безусловно предпочтительнее имеющего пусть даже и лучшую подготовку крепкого «середняка».

Здесь и возникают некоторые неизбеж­ные «подводные камни», обойти которые бывает очень непросто. К сожалению, не каждому талантливому музыканту удается сразу найти своего наставника, некоторые одаренные молодые люди не имели в музы­кальном училище того «хорошего руководи­теля», наличие которого выдающийся пиа­нист Иосиф Гофман считает одним из глав­ных слагаемых успеха. Часто натренирован­ная посредственность, работавшая над од­ной программой не один год под руковод­ством прекрасного специалиста, выгля­дит куда как выгоднее «самородка из провинции». Поэтому не удивляют недо­уменные взгляды вернувшихся из отпуска педагогов: «Как же так? На вступитель­ном экзамене ”отлично”, прекрасно исполненная программа, а что же теперь? Пол­ная беспомощность, неумение разобрать и самостоятельно подготовить произведение намного проще тех, что звучали на всту­пительном экзамене...» Возразить здесь не­чего: естественные издержки вступитель­ного «бума»... Да и на теоретическом факультете, несмотря на еще большее коли­чество вступительных испытаний (к ним при­бавляется музыкальная литература), все равно не удается «обеспечить себя» толь­ко самостоятельно мыслящими и предан­ными музыке людьми.

Когда речь идет о музыке, то психоло­гическую предрасположенность к творче­ской деятельности еще со времен Б. М. Теплова называют музыкальностью. Именно она, эта неуловимая музыкальность, от­личает исполнение грамотное от исполне­ния творческого и вдохновенного; имен­но музыкальность отличает просто правиль­ное решение или теоретический анализ от решения и анализа тонкого и изящного. Поэтому выявление природной музыкаль­ности представляет для комиссии, работаю­щей на вступительных экзаменах в музы­кальные училища и консерватории, едва ли не главную задачу. Все можно воспитать при наличии надлежащего упорства и пра­вильной методики: можно сделать более со­вершенным слух, привить определенные на­выки, развить технику, но, как говорил вы­дающийся русский пианист и педагог М. Лещетицкий: «Чувство, чувство нельзя создать...»

В последние годы на кафедре современ­ных проблем музыкального образования, педагогики и культуры ГМПИ им. Гнесиных создан комплект музыкальных задач, выявляющий музыкальность абитуриента независимо от его возраста (начиная с 14—15 лет) и уровня подготовки. Для решения этих задач нужны лишь элемен­тарные навыки пения по нотам.

В отличие от привычных упражнений по сольфеджио, эти задачи, выполняемые без помощи инструмента на нотной бумаге, нацелены на выявление природной музы­кальности испытуемого. Предложенные задачи

 

159

 

представляют собой комплект из пяти одноголосных мелодий, художественная це­лостность которых в каждом из примеров определенным образом нарушена: в них мо­гут быть вписаны неверные ноты, сдела­ны пропуски отдельных звуков или мотивов или перестановки и пропуски небольших фраз.

В ходе решения задач, опираясь на свое музыкально-эстетическое чувство, испытуе­мый достраивает, дополняет мелодию, ис­правляет интонационные неточности. Путе­водной нитью здесь являются интуитивно постигаемые закономерности музыкальной структуры целого, принципы его художе­ственной организации1.

В 1990 г. впервые была проведена апро­бация этого комплекта музыкальных задач в качестве теста на музыкальную одарен­ность в ходе вступительных экзаменов на факультете ИТК (история—теория— композиция) ГМПИ им. Гнесиных. Дан­ный эксперимент был призван доказать воз­можность использования этого теста и, бо­лее того, целесообразность его использо­вания в качестве дополнительного сред­ства для объективной оценки способ­ностей поступающих. Вместе с тем экспе­римент в данной случае носил научный характер, и результаты решения задач не повлияли на этот раз на судьбу посту­пающих.

Комплект музыкальных задач был предъ­явлен во время письменных испытаний по сольфеджио и гармонии абитуриентам днев­ного отделения по специальности «музы­коведение» (30 человек), а также абиту­риентам-композиторам (9 человек). Так как количество композиторов недостаточно для построения каких-либо первоначальных ста­тистических выводов, то главным источ­ником выводов стали результаты музыко­ведческого отделения, а результаты ком­позиторов использовались в качестве до­полнительных данных.



Источник: http://Вопросы психологии 1992, №1-2
Категория: Cтатьи | Добавил: Дарина (31.10.2007) | Автор: Д. К. КИРНАРСКАЯ
Просмотров: 936