Вступительные экзамены в вуз — всегда испытание. Абитуриент должен проявить выдержку, умение собраться в нужный момент и способность к максимальной мобилизации всех сил. Принимающая экзамен комиссия должна проявить терпение и особую проницательность, умение отличить натасканного тугодума от истинного таланта, даже если подготовка последнего по каким-то причинам недостаточна.
Особенно необходимо такое тонкое умение и чутье на приемных экзаменах в творческие вузы, и в музыкальные в том числе. Только в творческой профессии способный и перспективный абитуриент безусловно предпочтительнее имеющего пусть даже и лучшую подготовку крепкого «середняка».
Здесь и возникают некоторые неизбежные «подводные камни», обойти которые бывает очень непросто. К сожалению, не каждому талантливому музыканту удается сразу найти своего наставника, некоторые одаренные молодые люди не имели в музыкальном училище того «хорошего руководителя», наличие которого выдающийся пианист Иосиф Гофман считает одним из главных слагаемых успеха. Часто натренированная посредственность, работавшая над одной программой не один год под руководством прекрасного специалиста, выглядит куда как выгоднее «самородка из провинции». Поэтому не удивляют недоуменные взгляды вернувшихся из отпуска педагогов: «Как же так? На вступительном экзамене ”отлично”, прекрасно исполненная программа, а что же теперь? Полная беспомощность, неумение разобрать и самостоятельно подготовить произведение намного проще тех, что звучали на вступительном экзамене...» Возразить здесь нечего: естественные издержки вступительного «бума»... Да и на теоретическом факультете, несмотря на еще большее количество вступительных испытаний (к ним прибавляется музыкальная литература), все равно не удается «обеспечить себя» только самостоятельно мыслящими и преданными музыке людьми.
Когда речь идет о музыке, то психологическую предрасположенность к творческой деятельности еще со времен Б. М. Теплова называют музыкальностью. Именно она, эта неуловимая музыкальность, отличает исполнение грамотное от исполнения творческого и вдохновенного; именно музыкальность отличает просто правильное решение или теоретический анализ от решения и анализа тонкого и изящного. Поэтому выявление природной музыкальности представляет для комиссии, работающей на вступительных экзаменах в музыкальные училища и консерватории, едва ли не главную задачу. Все можно воспитать при наличии надлежащего упорства и правильной методики: можно сделать более совершенным слух, привить определенные навыки, развить технику, но, как говорил выдающийся русский пианист и педагог М. Лещетицкий: «Чувство, чувство нельзя создать...»
В последние годы на кафедре современных проблем музыкального образования, педагогики и культуры ГМПИ им. Гнесиных создан комплект музыкальных задач, выявляющий музыкальность абитуриента независимо от его возраста (начиная с 14—15 лет) и уровня подготовки. Для решения этих задач нужны лишь элементарные навыки пения по нотам.
В отличие от привычных упражнений по сольфеджио, эти задачи, выполняемые без помощи инструмента на нотной бумаге, нацелены на выявление природной музыкальности испытуемого. Предложенные задачи
159
представляют собой комплект из пяти одноголосных мелодий, художественная целостность которых в каждом из примеров определенным образом нарушена: в них могут быть вписаны неверные ноты, сделаны пропуски отдельных звуков или мотивов или перестановки и пропуски небольших фраз.
В ходе решения задач, опираясь на свое музыкально-эстетическое чувство, испытуемый достраивает, дополняет мелодию, исправляет интонационные неточности. Путеводной нитью здесь являются интуитивно постигаемые закономерности музыкальной структуры целого, принципы его художественной организации.
В 1990 г. впервые была проведена апробация этого комплекта музыкальных задач в качестве теста на музыкальную одаренность в ходе вступительных экзаменов на факультете ИТК (история—теория— композиция) ГМПИ им. Гнесиных. Данный эксперимент был призван доказать возможность использования этого теста и, более того, целесообразность его использования в качестве дополнительного средства для объективной оценки способностей поступающих. Вместе с тем эксперимент в данной случае носил научный характер, и результаты решения задач не повлияли на этот раз на судьбу поступающих.
Комплект музыкальных задач был предъявлен во время письменных испытаний по сольфеджио и гармонии абитуриентам дневного отделения по специальности «музыковедение» (30 человек), а также абитуриентам-композиторам (9 человек). Так как количество композиторов недостаточно для построения каких-либо первоначальных статистических выводов, то главным источником выводов стали результаты музыковедческого отделения, а результаты композиторов использовались в качестве дополнительных данных.
Источник: http://Вопросы психологии 1992, №1-2 |