|
Психология восприятия музыки
Музыкально-слуховая деятельность детально исследована в отечественной и
зарубежной литературе. Этой проблеме посвящены монографии А.Г.Костюка,
Е.В. Назайкинского, В.Д.Остроменского, Г.С.Тарасова, работы
В.М.Авдеева, С.Н.Беляевой-Экземплярской, А.Л.Готсдинера,
Г.Н.Кечхуашвили, В.Н.Тавхелидзе, В.М.Цеханского. Наиболее полно обзор
исследований в этой области приводится в докторской диссертации
Е.В.Назайкинского, кандидатской диссертации З.Г.Казанджиевой-Велиновой
и др.
Как слушатель в деталях и в целом воспринимает музыкальное
произведение, развивающееся в виде специфического звукового процесса:
каковы психологические предпосылки, обеспечивающие художественное
эстетическое переживание, понимание, оценку, адекватность восприятия
композиторскому и исполнительскому замыслу; как закономерности
восприятия отражаются в музыкальном языке и в строении конкретных
произведений; каковы психологические механизмы взаимосвязей музыки и
действительности- эти и аналогичные проблемы и составляют основной
предмет психологии музыкального восприятия.
Восприятие музыки как процесс.
Музыкально-слуховая деятельность осуществляется на двух уровнях
-перцептивном, связанном с восприятием музыки и на апперцептивном,
связанном с её представлением.
Лишь многократное восприятие музыки позволяет человеку сформировать полноценный целостный образ произведения.
Как свидетельствуют данные исследования В.Д.Отроменского, в
процессе многократного восприятия музыки происходит постоянное
совершенствование слуховых действий, степени их координации.
В течение «первоначального восприятия-«ознакомления» содержанием
музыкально-слуховой деятельности является ориентировочный охват всего
произведения, выделение отдельных фрагментов. В процессе повторного
восприятия - «просветления» в структуре деятельности начинают
доминировать прогнозирование и предвосхищение на основе ранее
сформированных представлений. Слушатель сопоставляет звучащее с ранее
воспринятым, с собственными сенсорными эталонами. На этой стадии
происходит свертывание ранее освоенных музыкальных структур. Наконец, в
процессе последующего восприятия - «озарения» на основе углубленного
анализа через синтез происходит рационально - логическое освоение
музыкального материала, всестороннее постижение и переживание его
эмоционального смысла. Бесспорно, выявленные В.Д.Остроменским
интересные закономерности динамики развития восприятия музыки
школьниками, не могут служить обобщенной моделью музыкального
восприятия в целом. Профессиональные, возрастные, образовательные
факторы накладывают существенный отпечаток на динамику развертывания
музыкально-слуховой деятельности: профессионалу достаточно однократного
прослушивания музыки для того, чтобы составить полное представление о
ней, неподготовленному же любителю недостаточным могут показаться и три
прослушивания.
Исследования А.Л.Готсдинера, Е.В.Назайкинского, В.М.Теплова,
посвящены изучению стадиальности развития музыкального восприятия в
раннем возрасте.
Однако важная в методологическом отношении идея процессуальности,
стадиальности восприятия получила в работе В.Д.Остроменского хорошее
экспериментальное воплощение. Эта идея поддерживается большинством
российских исследователей.
Так, А.Н.Сохор выделяет 1) стадию возникновения интереса к
произведению, которое предстоит услышать, и формирования установки на
его восприятие, 2)стадию слушания, 3) стадию понимания и переживания,
4)стадию интерпретации и оценки, подчеркивая, что деление это условно,
поскольку последовательность стадий может меняться, одна стадия может
сливаться с другой. Понимание, оценка и переживание часто протекают
слитно, нерасчлененно.
З.Г.Казанжиева - Велинова выделяет три основные стадии:
докоммуникативную, связанную с формированием готовности слушать,
коммуникативную, отражающую реальный процесс восприятия музыки, и пост
коммуникативную, связанную с осмысливанием произведения после окончания
его звучания.
Большое значение всеми исследователями придаётся первой стадии
музыкально слуховой деятельности, содержанием которой является
формирование установки - готовности к восприятию. Установка в
значительной степени от слушательских ожиданий и от ситуации
музыкального восприятия. По-разному люди воспринимают музыку в условиях
концерта и, слушая её по радио или по телевидению, индивидуально или
испытывая эффект эмоционального влияния и присутствия других людей. С
различной установкой воспринимают музыку композитор, исполнитель,
музыковед. Установка определяется отношением к данной музыке,
социально-психологическими и индивидуально-типологическими
особенностями личности, уровнем образования и специальной музыкальной
подготовки воспринимающего субъекта.
Как свидетельствуют данные исследования З.Г.Казанжиевой - Велиновой, решающими в формировании установок оказываются обще музыкальные
характеристики, связанные с отношением к музыке в целом, музыкальными
интересами, вкусами, предпочтениями, жанровыми ориентациями.
Установка в значительной степени детерминирована и эмоциональным
состоянием, предшествующим акту восприятия. Она проявляется в степени
активности и избирательности восприятия: субъект может быть всецело
поглощён слушанием музыки или слушать, будучи занятым какой-либо другой
деятельностью (так называемое комитатное восприятие).
|
Категория: Cтатьи | Добавил: Дарина (17.04.2008)
|
Просмотров: 2036
|
|
|