|
Музыкальное переживание
Центральным звеном всего процесса музыкально-слуховой деятельности является переживание музыки.
Как бы ни отличались в содержательном и операционном отношении
различные формы музыкально-слуховой деятельности, например,
композитора, исполнителя, слушателя, всех их объединяет то общее, что
заключает в себе категория переживания.
Процесс музыкального переживания не ограничивается актом восприятия
музыки. И в пост коммуникативной фазе, в отсутствие звучания человек
продолжает переживать музыку на уровне слуховых представлений. По
данным исследования А.Л.Готсдинера [13], психофизиологическое
последствие музыки имеет различную продолжительность - от 2-5 мин. До
15-30 мин. Оно связано как с индивидуально- типологическими
особенностями человека, так и с содержанием самой музыки. Последствие
музыки автор интерпретирует как проявление слухового эйдетизма.
Эйдетические образы представлений отличаются от обычных высокой
степенью яркости. Человек словно продолжает слышать музыку в её
отсутствие. Физиологическая основа эйдетического образа - следовое
(остаточное) возбуждение в нервном аппарате, участвовавшем в восприятии
музыки.
В психологическом отношении длительность переживания в пост
коммуникативной фазе трудно оценить, а тем более измерить приборами.
Исчезновение физиологической реакции, обусловленной наличием восприятия
музыки, не является свидетельством окончания процесса музыкального
переживания.
Процесс переживания, оценки, переработки музыкальной информации может продолжаться в течение очень длительного времени.
Недостатком многих теоретических попыток объяснения механизмов
музыкального переживания является абсолютизация одного из начал:
объективного, связанного с особыми возможностями музыкального
произведения, его структурной организацией и субъективного, выражающего
личностно-катарсические превращения в человеке в связи с особой
деятельностью его психики в процессе восприятия музыки.
Психологические механизмы музыкального переживания можно раскрыть лишь
на основе системного исследования многообразных социальных,
идеологических, культурных, этнографических отношений, в которые
включен человек как субъект различных видов деятельности.
Музыкальное переживание детерминировано действием трех механизмов -
функциональных, мотивационных, операционных, отражающих природу
человека как индивида, личности, субъекта деятельности.
Функциональные механизмы связаны с системой генетически обусловленных
октагенетических свойств слуха, моторики, обеспечивающих уровень
адекватного отражения сенсорных характеристик музыки.
Операционные механизмы представляют собой сформированную в процессе
деятельности систему перцептивных, мнемических, интеллектуальных
действий (в том числе слухоразличительных, вокально --интонационных,
прогностических идентифицирующих и др.) Операционные механизмы
обеспечивают перевод (аудиализацию) образов любой модальности в
слуховые - музыкальные (например, в композиторской деятельности) и
сигнификацию их в специфической системе эмоциональных образов
музыкальной интонации.
Способы взаимосвязи операционных и функциональных механизмов как на
апперцептивном (представление) уровнях, определяются мотивационными
факторами.
Последовательно развёртывающаяся система художественно- эстетической
мотивации, отражающая функциональную структуру музыки как вида
искусства, детерминирует направленность, избирательность эмоциональную
организацию «пристрастного» процесса музыкального переживания.
Анализ психологических механизмов музыкального переживания дает
возможность понять психологическую специфику музыкально-слуховой
деятельности.
|
Категория: Cтатьи | Добавил: Дарина (17.04.2008)
|
Просмотров: 1114
|
|
|