|
Интонация в речи и в музыке
Глубокое родство музыкальной и речевой интонации является важнейшей из
основ, на которых базируется выразительность музыки, её способность
воздействовать на слушателя. Это родство издавна замечали и музыканты и
ученые. Ещё древние философы обращали внимание на близость музыки к
декламации, к речи и называли музыку своеобразным языком.
Сходство материала речи и музыки, известная близость функций речевой и
музыкальной интонации, а также вытекающие из общности материала и
функций родства принципов организации интонационного процесса относятся
к важнейшим факторам, обеспечивающим возможность перенесения речевого
опыта на восприятие музыки.
Наряду с этими внутренними факторами, объединяющими речь и музыку,
существуют и внешние: цепочка связей музыки и речи в вокальных жанрах и
в других формах синтеза, общий коммуникативный опыт человека - опыт
разнообразных форм общения, среди которых речь не является
единственной, но выделяется по своей роли.
Сходство музыкальной и речевой интонаций проявляется в наличии опорных
звуков, в расположении главного опорного звука в нижнем регистре
голосового диапазона, чередовании волнообразных подъемов и спусков
звуковысотного движения с нисходящим движением как итогом смыслового
высказывания. Роднят музыкальную интонацию с речевой и грамматические
правила - наличие пауз, цезур, вопросно-ответная структура и т.п.
Напряжения, идущие вверх, ослабления, идущие вниз, - характерный прием
в интонационном высказывании. Это обусловлено неодинаковым напряжением
голосовых связок.
Музыкальная интонационная система обладает несколькими значениями.
Во-первых, экспрессивным, связанным с эмоциональной стороной и волевыми
устремлениями человека. Это могут быть интонации ликования, торжества,
призыва к действию, ощущения тревоги, гнева и т.д. Б.Асафьев выделял в
музыке П.Чайковского как характерные черты стиля интонации «ласки,
сочувствия, участия, материнского или любовного привета, сострадания,
дружеской поддержки.»
Во-вторых, логическим значением, характеризующимся семантикой смыслов:
вопросы, утверждения, отрицания, завершения мысли. Во многом они
закрепились в так называемых риторических фигурах, которые
первоначально были выделены в ораторской речи.
В-третьих, это жанровое значение. Оно имеет два слоя. Один из них
связан с воплощением типических жанровых формул, соотносящихся с
различными трудовыми и бытовыми процессами, то есть с видами социальной
практики. Второй слой - это сам характер высказывания: песенный,
речитативный, повествовательный, патетический, скерцозный и т.п. И,
наконец, последнее значение интонации определяется её национальными
особенностями как выражением культуры мышления народа.
Б.Асафьев утверждал, что «речевая и часто музыкальная интонация - ветви
одного звукового потока», что в процессе развития и функционирования
искусства происходит процесс выделения из речи мелоса, своеобразная
«выжимка из живой речи мелодического сока».
Б.В.Асафьев выдвинул, «понятие «интонационного словаря эпохи» как
определенной сферы значений. К примеру, ниспадающая интонация стона,
вопросительная, вопросительная, утвердительная, фанфарная имеют в
традиции сложившееся значение. Включаясь в ткань целостного
художественного приятия, интонации входят в сферу содержания и
раскрывают, свои художественные смыслы. Таким путем происходит
переплавка запечатленной и выраженной в интонации объективной
реальности в сложнейшую образную систему музыкального сочинения.
Обращали внимание на эту связь и другие композиторы. Так, М.Мусоргский
писал: «Я хочу сказать, что если звуковое выражение человеческой мысли
и чувства простым говором верно воспроизведено у меня в музыке и это
воспроизведение музыкально художественно, то дело в шляпе… Я живо
сработал - так случилось, но живая работа сказалась: какую ли речь ни
услышу, кто бы ни говорил (главное, чтобы ни говорил), - уж у меня в
мозгах работается музыкальное изложение такой речи » .
|
Категория: Cтатьи | Добавил: Дарина (17.04.2008)
|
Просмотров: 2990
|
|
|