Как известно, доказательством применимости теста служит совпадение тестовой оценки с другой независимой оценкой того же качества, которое измеряет тест. В данном случае лучшим доказательством применимости комплекта задач в качестве теста на музыкальную одаренность было бы сравнение результата их решения с результатом вступительных экзаменов. Конечно, как и во всех других случаях, вряд ли возможно говорить об идеальной проверке теста, так как результат вступительных экзаменов не есть оценка природной музыкальности в чистом виде. Однако способности абитуриента, его чувство музыкальной логики, музыкально-эстетическое чувство оказывают на результаты экзаменов заметное влияние. Если же говорить конкретно об экзаменах на теоретическом факультете, где артистизм и виртуозность не учитываются, то вес чисто музыкальных данных, их доля в итоговой оценке абитуриента возрастают. Более того, если каждый из экзаменов в отдельности раскрывает какую-то одну сторону музыкальности абитуриента, то все они вместе дают достаточно полную картину музыкальной одаренности поступающего.
Приведем сводную таблицу результатов экзаменов вместе с тестовой оценкой (табл. 1). Первый же результат анализа приведенных данных говорит о том, что тестовая оценка измеряет примерно то же самое, что и средняя оценка за все экзамены (назовем ее для удобства интегральной экзаменационной оценкой). Итак, средняя оценка за решение задач (или тестовая оценка) — 6,4; интегральная экзаменационная оценка (средняя) — 6,5; обе оценки выставлялись по десятибалльной шкале. Совпадение этих двух оценок позволяет предположить, что предмет оценки — музыкальная одаренность, и уровни строгости оценки в обоих случаях совпадают.
Однако дальнейший анализ отношений тестовой оценки и экзаменационных оценок позволяет сделать более важный вывод: тестовая оценка в каждом отдельном случае достаточно близка к интегральной экзаменационной, т. е. она отражает результат экзаменов не просто в среднем, а для каждого из абитуриентов.
Лишь в трех случаях расхождение между двумя оценками превысило 2 единицы, т. е. по обычной пятибалльной системе это соответствует разрыву более чем в один балл. Во всех же остальных случаях разница в оценках находится в пределах одного балла по пятибалльной шкале или в пределах двух баллов по десятибалльной. Значит, если бы, предположим, оценка абитуриента была 4, то тестовая оценка здесь не была бы менее 4 — или более 4. В 20 же случаях расхождение не превышает 1 балл по десятибалльной шкале или 0,5 балла по пятибалльной, т. е. можно сказать, практически совпадает. Таким образом, нахождение обеих оценок в пределах одного и того же балла, или совпадение оценок, составляет 67 %, а разрыв более 1 балла — 10 %. Этот результат говорит о значительном перевесе совпадения тестовой и средней экзаменационной оценки.
|