|
Ещё о музыкотерапии
Воздействие музыки на человека — один из самых древних методов лечения. Музыка, как и медицина, у древних считалась наукой. Они знали, что не всякая музыка годится для всякого человека. Музыка действует на ум, который расположен в области левого желудочка головного мозга. Музыка, владея страстями человека, может ускорить или замедлить пульс. Хорошая музыка, хорошее пение успокаивают боль, отвлекают, усыпляют, дают эстетическое наслаждение, нормализую дыхание и кровообращение, снимают усталость и возвращают бодрость. Богослужение, народные песни, духовное пение, классическая музыка благоприятно влияют на психоэмоциональное состояние человека, улучшают его здоровье. В настоящее время учеными подтверждено целебное действие музыки, положительное ее влияние на организм. Музыка очищает пространство вокруг нас, насыщает биополе человека энергией, защищает его от воздействия злых мыслей и слов. После прослушиванияI музыки биополе возрастает на 4—5 метров, на душе становится хорошо. Вместе с тем, есть музыка, которая способна снижать биополе человека. Известно, что при действии звуковых (или электромагнитных) колебанийI частотой 15 Гц на искусственно культивируемые клетки мозга наблюдалось многократное ускорение движения через мембраны ионов Са++, усиливался обмен веществ в клетках. Фа-диез малой октавы = 185 Гц, усиливает активность хромоксидазы в организме. Ми второй октавы = 659 Гц, соль второй октавы = 1567 Гц, до-диез первой октавы = 277 Гц увеличивают активность и количество фосфорилазы, глюкомутазы. Музыкальные звуки целебно действуют на человека, на его психику, чакры, отдельные органы и системы. Так, пение в тональности «до» развивает свадхидстана-чакру, «ре» — муладхара-чакру, «ми» — манипура-чакру, «фа» — анахата-чакру, «соль» — вишудха-чакру, «ля» — аджна-чакру, «си» — сахасрара-чакру. На людей, родившихся под разными знаками Зодиака и под покровительством разных светил, целебное действие оказывает музыка разных тональностей (таблица). Очень целебно и противомикробно действует звон колоколов, колокольчиков, духовная музыка и пение. Рекомендуется каждое воскресенье посещать Святую Литургию. Церковное пение, органная духовная музыка, входя в резонанс с органами и тканями человека, одухотворяют его, повышают сопротивляемость, стойкость к болезням и излечивают многие из них. В качестве примера отмечу, что для лечения мастопатии молочных желез надо напевать или проигрывать на музыкальном инструменте не только ноту «ля», но и прослушивать музыкальные сочинения в этой тональности. Это помогает также при онкологических заболеваниях, выводит человека из тяжелого психического и физического состояния. Научные аспекты музыкотерапии. Лечебное воздействие музыки подтверждает и современная научная медицина. Прослушивание записи «Времена года» Вивальди уменьшает страх предстоящего хирургического вмешательства. Если во время операции в операционной звучит музыка Моцарта, Таблица. Целебные тональности музыки для людей с разными знаками ЗодиакаЗнак Зодиака Дни рождения Светила-покровители Тональность Овен 21.03—20.04 Плутон до Телец 21.04—20.05 Венера соль Близнецы 21.05—21.06 Меркурий ми Рак 22.06—22.07 Луна фа Лев 23.07—22.08 Солнце ре Дева 23.08—22.09 Меркурий ми Весы 23.09—22.10 Венера соль Скорпион 23.10—21.11 Марс до Стрелец 22.11—21.12 Юпитер ля Козерог 22.12—09.01 Сатурн си Водолей 20.01—18.02 Уран си Рыбы 19.02—20.03 Нептун ля
Брамса, то у медицинского персонала снижается напряжение; пациент, которого привозят в операционную, тоже успокаивается. Музыка, прослушиваемая больным в послеоперационном периоде, позволяет многим больным отказываться от болеутоляющих средств. Несомненно, музыка помогает больным и нередко действует лучше, чем лекарства. Музыка помогает избежать серьезных осложнений заболеваний, хирургических вмешательств, улучшает общее состояние пациентов и сокращает срок их пребывания в стационаре. У пациентов проходит мигрень, если им дают слушать любимую музыку. Недоношенные младенцы быстрее прибавляют в весе и более эффективно используют кислород, если им дают слушать успокаивающую музыку, в том числе и вокальную. Полчаса музыки оказывают действие, сравнимое с приемом транквилизаторов. Музыка снижает артериальное давление, основной обмен веществ и частоту дыхания и, таким образом, увеличивается устойчивость организма к стрессам. Зарубежные ученые показали, что музыка способствует увеличению выработки в организме эндорфинов (естественных болеутоляющих веществ) и слюнного иммуноглобулина А, который ускоряет заживление ран, снижает опасность инфекции и контролирует сердечный ритм. Музыкальная терапия оказывается особенно действенной при болях, волнении и депрессии. Если в родильном зале звучит музыка, то рожать гораздо легче, чем без нее. Легкие джазовые мелодии успокаивают, сочинения Баха и Бетховена целесообразно слушать во время схваток, а 1-я симфония Брамса может придать силы в последней фазе родов. Известно, что больные раком часто замыкаются в себе. Музыкотерапия может изменить их настроение в лучшую сторону. В настоящее время ученые США доказали положительное влияние музыкотерапии у пациентов с дефектами умственного, эмоционального или физического развития. Различные отклонения в развитии — от эмоциональных расстройств до умственной отсталости, аутизма и различных форм неспособности к обучению корригируются музыкой, песнями и танцами. Даже у детей с серьезными психическими недостатками музыка находит отклик. Музыка помогает детям учиться, справляться со своими проблемами. Ходьба под аккомпанемент улучшает координацию движений больных детей. При неврологических расстройствах музыкотерапйя становится незаменимой. Известно, что в восприятии музыки участвуют оба полушария мозга — правое и левое. И даже при поражении обоих полушарий музыка полезна. Наблюдения показывают, что музыка способна снимать боль или напряжение, например, при визите к зубному врачу. Музыка дает отдых мозгу. Она позволяет за несколько минут снять усталость, придает человеку дополнительные силы. Таким образом, музыка помогает всем — и здоровым, и больным. Методический подход к выбору целебных музыкальных произведений. Итак, известно, что динамическая музыка умеренной громкости имеет необыкновенный терапевтический потенциал. Она подчиняет человека, позволяет ему резонировать во всем теле и реагировать на нее. Музыка совершенно спонтанно воздействует на психику и тело человека. При выборе лечебных музыкальных произведений следует: 1) отдавать предпочтение высокохудожественной, но при этом малоизвестной музыке, не имеющей конкретного содержания; 2) избегать песен и других вокальных отрывков, в которых вербальный (словесный) текст имеет специфическое сообщение или содержание на какую-то определенную тему; 3) используя вокальные композиции, следует выбирать либо духовное пение, либо же произведения, которые исполняются на незнакомом для вас языке, чтобы человеческий голос воспринимался как неспецифический стимул; 4) избегать произведений, которые способны вызвать характерные интеллектуальные ассоциации; 5) можно использовать «белый шум». Он устраняет возможное программирование переживаний с помощью музыки, поскольку «белый шум» состоит из случайных акустических символов, не имеющих специфических узоров. При прослушивании «белый шум» обычно трансформируется в подсознании в музыкальное звучание. Музыкотерапия эффективна при всех заболеваниях, особенно при нервно-психических, при заболеваниях кожи (экзема, псориаз и др.), детском церебральном параличе. При различных психо-эмоциональных состояниях можно воспользоваться прослушиванием следующих музыкальных произведений: 1. Раздражительность, гнев: Вагнер, «Хор пилигримов». 2. Угнетенность, меланхоличность, плохое настроение: Бетховен, «К радости». 3. Нервное истощение: Григ, «Утром». 4. Снижение внимания и сосредоточенности: Чайковский, «Времена года»; Дебюсси, «Лунный свет»; Шуман, «Грезы». Комбинация музыки с сосредоточением внимания человека на своем дыхании усиливает лечебный эффект. Полезно групповое лечение. Основные целебные музыкальные произведения. На организм человека благотворно действуют. Такие основные музыкальные произведения: 1. А. Алябьев, «Нищая». 2. В. Андреев, «Орхидея». 3. А. Архангельский, «Взбранной Воеводе». 4. А. Архангельский, «Господи сил». 5. А. Архангельский, «К Богородице прилежно». 6. А. Архангельский, «Хвалите имя Господне». 7. А. Астафьев, «Христос Воскресе». 8. Е. Баринетти, «Мечты». 9. И. Бах, 5-й и 6-й Брандербургский концерт, ч. 2. 10. И. Бах, «Высокая месса (Страсти по Матфею)». 11. И. Бах, «Концерт для двух скрипок и оркестра ре-минор, ч. 2». 12. И. Бах, «Органная месса». 13. И. Бах, «Соната соль-минор, ч. 1», «Сюита ре-минор». 14. В. Беккер, «Лесная сказка». 15. М. Березовский, «Достойно есть». 16. М. Березовский, Концерт «Не отвержи мене во время старости». 17. Л. Бетховен, «5-я симфония», «14-я соната, 1-я часть», «Романс для скрипки с оркестром фа-мажор», «Соната «Аппассионата» ч. 2 и ч. З». 18. Т. Борзов, «Прости меня». 19. Д. Бортнянский, «Да воскреснет Бог», Концерт № 4 «Воскликните Господеви вся земля». Концерт № 10 «Пойте Богу нашему, пойте». Концерт № 25 «Не умолчим никогда. Богородице», Концерт № 28 «Блажен муж, бойся Господа», Концерт № 32 «Скажи ми, Господи, кончину мою», «Херувимская». 20. В. Бруно, «Мечта любви». 21. Э. Вальдтейфель, «Алмазный дождь, соч. 160», Вальс «Рождественские розы», Вальс «Роликобежцы», «Моя греза, соч. 151», «Сирены, соч. 154». 22. А. Ведель, «Ирмосы Св. Пасхи», «Канон Пасхи», Концерт № 3 «Доколе, Гоподи, забудеши мя», «На реках Вавилонских», «Херувимская». 23. Г. Гендель, «Ария». 24. А. Глазунов, Антракт из балета «Раймонда», Концертный вальс № 1 ре-мажор, соч. 47. 25. К. Глюк, Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика». 26. П. Гребенщиков, «Христос Воскресе». 27. А. Гречанинов, «Верую», «Воскликните Господеви». 28. Э. Григ, «Пер Гюнт», «1-я соната «Утро». 29. Ш. Гуно, «Прелюдия». 30. Г. Давидовский, «Ныне отпущаеши». 31. А. Дворжак, «Серенада для струнного оркестра, соч. 22», «9-я симфония ля-минор, ч. 2», «Славянский танец № 2». 32. К. Дебюсси, «Лунный свет». 33. С. Дегтярев, «Днесь Христос». 34. А. Джойс, «Осенний сон». 35. Дикин, «Суд Пилата», 36. Н. Дилецкий, «Единородный Сыне». 37. Е. Дрейзин, «Березка». 38. И. Дунаевский, «Концертный вальс». 39. И. Ивановичи, «Дунайские волны». 40. Г. Извеков, «Утоли болезни». 41. В. Калинников, «Грустная песня». 42. Н. Каневский, «В минуту радости», «Признание». 43. Канонарх иеродиакон Иосиф, «Великий канон Св. Андрея Критского», «Буди, Господи, милость… Прокимен 1-го гласа». 44. А. Кастальский «Единородный Сыне», «Стихи Св. Пасхи», «Чертог Твой». 45. О. Кнауб, «Майский сон». 46. С. Крылов, «Плотию уснув». 47. М. Кюсс, «Амурские волны». 48. Р. Леонкавалло, «Рассвет». 49. Ф. Лист, «Ноктюрн № 3». 50. Н. Листов, «Я помню вальса звук прелестный». 51. Литургическая драма (рукопись из Загреба, XI век). 52. А. Львов, «Вечери Твоея тайныя». 53. Г. Львовский, «Тропарь Святому Равноапостольному Великому Князю Владимиру». 54. Б. Мендельсон, «Концерт для скрипки с оркестром ми-минор, ч. 2, 3». 55. Ф. Миньоне, «Вальс-вдохновение», «Вальс в си-бемоль миноре», «Волшебство», «Доброй пасхи, Девос». 56. Д. Михайлов, «Жалобно стонет». 57. А. Моцарт, «25-я симфония, ч. 2», «Маленькая ночная серенада», «Реквием», «Симфония ля-мажор, ч. I», «Симфония «Юпитер» до-мажор, ч. 2». 58. А. Никольский, «Верую», «Совет превечный». 59. М. Огинский, «Полонез». 60. Е. Орловский, «Грустный вальс». 61. Г. Портнов, «Старинные вальсы». 62. С. Прокофьев, «Вальс из оперы «Война и мир». 63. М. Равель, «Болеро». 64. С. Рахманинов, «Богородице дево, радуйся», «Всенощное бдение, соч. 37», «Литургия Иоанна Златоуста, соч. 31». 65. П. Речкунов, «Сей день». 66. А. Рубинштейн, «Вальс-каприс». 67. К. Сенс-Санс, «Лебедь». 68. Я. Сибелиус, «Грустный вальс». 69. Г. Сковорода, «Херувимская». 70. Б. Сметана, «Симфоническая поэма «Влтава». 71. А. Струмский, «Великое словословие». 72. В. Титов, «Многолетие». 73. П. Турчанинов, «Задостойник Пятидесятницы», «Не рыдай мене Мати», «Тебе о деющегося». 74. Н. Успенский, «Разбойника благоразумнаго». 75. 3. Фибиг, «Поэма». 76. Д. Христов, «Ныне отпущаеши», «Хвалите имя Господне». 77. П. Чайковский, «Ангел вопияше», «Времена года», «Литургия для смешанного хора, соч. 41», «Осенняя песня», «Сентиментальный вальс», «Сладкая греза». 78. П. Чесноков, «Благослови душе моя Господа», «Воскресни Боже», «Да исправится молитва моя», «Часы Св. Пасхи». 79. М. Шаргородский, «Сон любви». 80. И. Шатров, «На сопках Манчжурии». 81. Ф. Шопен, «Большой блестящий вальс ми-бемоль мажор, соч. 18», «Ноктюрн до-диез минор, ми-минор, си-бемоль минор, соч. 9, № 1», «Ноктюрн ми-бемоль мажор, соч. 9, № 2», «Три больших блестящих вальса, соч. 34». 82. И. Штраус-отец, «Марш Радецкого». 83. И. Штраус, «Вальс «Венская кровь», соч. 354», «Вальс «Жизнь артиста», соч. 316», «Вальс «На прекрасном голубом Дунае», соч. 314», «Вечное движение, соч. 437», «Полька-галоп «Трик-трак», соч. 214», «Полька-мазурка «Фата Моргана», соч. ЗЗО», «Розы юга», «Юбилейный марш», соч. 126». 84. Р. Штраус, «Танцевальная сюита на темы Ф. Куперена». 85. Э. Штраус, «Вальс «Абоненты», «Полька «Ничего». 86. Ф. Шуберт, «Аве Мария», «7-я симфония до-мажор, ч. 2». 87. Р. Шуман, «Грёзы». 88. Р. Шуман, «4-я симфония ре-минор, ч. 2». 89. М. Шорин, «Прежде шести дней».
Мелихов О. М., Мелихова В. К. Тайная (оккультная) медицина. — М.: Триада, 2001. — 320 с. С. 134—139.
Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, облегчение формирования новых отношений и установок. Прослушайте специально подобранные музыкальные произведения, а затем проанализируйте собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у вас в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, три произведения или более менее законченных отрывка (каждый по 10—15 минут). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение — динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии. Классическая музыка для регуляции психоэмоционального состояния. 1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. Шопен «Мазурка, «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии». 2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы. Бах «Кантата 2», Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор». 3. Для общего успокоения, удовлетворения. Бетховен «Симфония 6», часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны». 4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми. Бах «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата 21». Барток «Соната для фортепиано, «Квартет 5, Брукнер «Месса ля-минор». 5. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением. Моцарт «Дон Жуан», Лист «Венгерская рапсодия» 1, Хачатурян «Сюита Маскарад». 6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения. Чайковский «Шестая симфония», 3 часть. Бетховен «Эгмонт. Увертюра», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия» 2. 7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей. Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония».
|
Категория: Cтатьи | Добавил: Дарина (26.06.2008)
|
Просмотров: 1237
|
|
|