Наиболее же важна в каждом тесте его предсказательная способность. Для демонстрации ее сопоставим список поступивших в действительности со списком «поступивших», исходя из теста. В ГМПИ им. Гнесиных на дневное отделение в 1990 г. было принято 10 человек, из них 3 человека вне конкурса, по направлениям республик. Естественно, в научном эксперименте опираться на результаты всех в действительности поступивших, включая и прошедших вне конкурса, совершенно невозможно. Поэтому в данном случае целесообразно взять за основу тех, кто «поступил» по тесту.
Исходя из ранее проведенного эксперимента, успешно выполнившими тестовое задание считаются те, кто имеет оценку не менее 6,5. Из 30 поступавших такие тестовые оценки получили 13 человек. Чтобы сопоставить этот список с теми, кто поступил бы, исходя из экзаменационных баллов, отберем первых тринадцать человек согласно сумме баллов по специальности (табл. 2). При этом последний абитуриент проходит с оценкой 6,3. Можно «зачислить», соответственно, еще одного человека, следующего по списку, имеющего также 6,3 балла. Таким образом, имеющих проходной балл в реальности — 14, «поступивших» по тесту — 13 (значком «минус» отмечены случаи несовпадения).
Сопоставляя оба списка, можно увидеть, что лишь в трех случаях есть несовпадения. Это значит, что только два человека из всех поступивших в результате экзаменов не были предсказаны в результате тестового испытания, и, наоборот, лишь один человек из предположительно музыкально одаренных не смог на экзаменах доказать это.
Если представить предсказательную силу
теста в процентах, то эта цифра будет учитывать обе стороны погрешности тестового предсказания — 2 из 14 составляют 14,3 %, 1 из 13 составляет 7,7 %, средняя погрешность составит при этом 11 %. И предсказательная сила теста, таким образом, 89 % (понятно, что эти цифры в некоторой степени условны).
Таблица 2
Предсказательность данных тестирования
Поступившие в реальности (средний экзаменационный балл)
|
«Поступившие» по тесту (тестовый балл) |
7,7
6,8
6,3
7,6
7,8
6,5
9,0
6,8
7,5
7,3
-(5,7)
7,5
8,5
6,3
|
9,0
7,5
7,0
6,5
7,5
8,5
8,5
-(4,5)
-(5,5)
8,0
9,5
7,0
8,5
7,5
|
|