P>Важнейшей задачей социологии искусства известный музыковед А.Н. Сохор считал разработку учения о публике, группах и типах слушателей. Эффективность воздействия музыки на слушателей в значительной мере определяется знанием типологической структуры концертной аудитории. При разработке типологии слушателей концертов важно определиться с критериями ее классификации. Ю.А. Кремлев в свое время выдвинул критерий ассоциативности восприятия музыки. Он исходил из выявленной Б.Г. Ананьевым обусловленности зрительно-слуховых синэстезий в первую очередь типологическими особенностями человеческой личности
СМИРНОВ Борис Федорович - кандидат педагогических наук, профессор Челябинской государственной академии культуры и искусств.
Важнейшей задачей социологии искусства известный музыковед А.Н. Сохор считал разработку учения о публике, группах и типах слушателей [1, с. 104]. Эффективность воздействия музыки на слушателей в значительной мере определяется знанием типологической структуры концертной аудитории. При разработке типологии слушателей концертов важно определиться с критериями ее классификации. Ю.А. Кремлев в свое время выдвинул критерий ассоциативности восприятия музыки [2, с. 36-37]. Он исходил из выявленной Б.Г. Ананьевым обусловленности зрительно-слуховых синэстезий в первую очередь типологическими особенностями человеческой личности.
В предложенной Ю.А. Кремлевым типологии слушательского восприятия музыки различается формальное и содержательное ее восприятие. В то же время тот или иной тип восприятия музыки связывается со способностью слушателей к ассоциативному мышлению. Наличие или отсутствие последнего, по мнению исследователя, коррелирует с яркостью, своего рода конкретностью или, наоборот, с неопределенностью, "смутностью" слуховых ощущений. Типология слушателей концертов разработана Ю.А. Кремлевым применительно к восприятию музыки вообще, т.е. без учета специфики, например, инструментальной и симфонической музыки. Тем не менее, сама идея учета потребности (или ее отсутствия) определенной категории слушателей в "конкретизации" воспринимаемой музыки, компенсируемая различного рода визуальными образами-ассоциациями, заслуживает внимания, особенно при разработке типов слушателей симфонических концертов.
А.Н. Сохор предлагал типологию слушателей по признаку качества музыкального восприятия. Это понятие гораздо шире, чем просто ассоциативность восприятия музыки.Речь идет об эмоциональном или рациональном восприятии, о сосредоточенном или рассеянном слушании, о глубоком переживании, понимании и усвоении музыки или же о поверхностном, фрагментарном, усеченном ее восприятии. Характеристики качества слушательского восприятия музыки определяют музыкально-квалификационную структуру публики. По этим признакам, согласно Сохору, просматриваются три основных типа слушателей: высокоразвитый ("знаток", "эксперт"); среднеразвитый ("дилетант"); низкоразвитый ("профан") [3, с. 15].
Такой подход к рассматриваемой проблеме все же недостаточен для типологизации слушателей симфонических концертов, полноценное восприятие которых целостное - слухо-зрительное. "Качество" этого восприятия определяется желанием слушателей наблюдать за мануально-пластическим искусством дирижера, которое как бы замещает собой возможные абстрактно-двигательные ассоциации и ведет к обогащению и конкретизации музыкального восприятия. Иначе говоря, критерии классификации типов слушателей симфонических концертов надо определять, на наш взгляд, не только в сфере слуховой, но и в сфере визуальной.
Основу представленной разработки типологических уровней восприятия симфонического концерта публикой составляют не только личные наблюдения и профессиональный опыт автора, но и соответствующие теоретические положения в психологии и социологии музыки, экспериментально-психологические и конкретно-социологические данные некоторых исследований. Удалось выделить ряд типологических групп слушателей симфонических концертов, характерных прежде всего для российской периферии.
К первой группе (тип слушателя по терминологии Т. Адорно - "антимузыкальный человек") относятся преимущественно молодые люди, практически не интересующиеся академической, в том числе и симфонической музыкой. Это так называемые слушатели с лицом "серым и скучным" (К. Дебюсси). Им безразлична художественно-содержательная сторона концерта, но в какой-то мере любопытен его сценический антураж. Исполняемую оркестром музыку они воспринимают по сути на физиологическом уровне - как звуковой фон. Такую категорию людей логично отнести к случайным посетителям симфонических концертов. Несложно предположить возможные внехудожественные мотивы их случайного присутствия на том или ином концерте, однако важно то, что они составляют незначительную часть слушателей и практически не влияют на ее общий эмоционально-психологический настрой.
Ко второй группе (тип слушателя по терминологии А.Н. Сохора - "малокультурный дилетант") относятся начинающие, малоопытные слушатели - так называемые любители или желающие таковым стать, фактически не знающие и не понимающие академическую, симфоническую музыку, но делающие слабые и нерегулярные попытки ее познать, обычно - на уровне любопытства. Они довольно редко бывают на симфонических концертах. Для этой группы слушателей - в основном молодого и среднего возраста - практически нет разницы, что и в чьем исполнении слушать.
Психическое состояние таких инертных, пассивных слушателей характеризуется отсутствием должной установки на восприятие исполняемой музыки, которое происходит на весьма низком эмоционально-художественном уровне. В их представлении дирижер - это "экзотическая фигура" с загадочной и малопонятной ролью. В его мануальных действиях они видят лишь привлекающую их внимание ловкость движений. Именно эта, тоже относительно небольшая группа неподготовленных слушателей первой выдает себя аплодисментами между частями исполняемой симфонии по принципу: оркестр перестал играть, значит, надо хлопать.
К третьей группе (тип слушателя по терминологии А.Н. Сохора - "культурный дилетант") относятся молодые начинающие музыканты, пока слабо разбирающиеся в симфонической музыке и дирижерском искусстве. Речь идет об исполнителях-инструменталистах еще невысокой квалификации, с ограниченным художественным кругозором, прежде всего из числа учащихся старших классов начальных и даже младших курсов средних специальных учебных заведений музыкального профиля. К ним же примыкают отдельные любители-дилетанты, в свое время обучавшиеся, но по каким-либо причинам не закончившие детскую музыкальную школу (ДМШ). Эта группа слушателей бывает на концертах симфонического оркестра нерегулярно (обычно в рамках "культпохода" по инициативе преподавателей ДМШ).
Особенностью поведения в зале таких малоопытных слушателей является несколько рассеянное слушание музыки, связанное чаще всего с художественно-психологической неготовностью к постижению "взрослого" жанра симфонии или увертюры-фантазии, симфонической поэмы и т.д. Восприятие исполняемой музыки в этом случае происходит на относительно невысоком эмоционально-художественном уровне. Роль дирижера сводится в представлении такого слушателя к тому, чтобы оркестр "играл вместе". Но его мануальные действия вызывают повышенный интерес. Один из ведущих мотивов посещения симфонических концертов начинающими музыкантами - престижный. Эта группа довольно слабоподготовленных слушателей (но имеющих определенную перспективу!), как правило, активно поддерживает попытки аплодировать между частями симфонии.
К четвертой группе (тип слушателя по терминологии Т. Адорно - "хороший слушатель") относятся люди разных возрастов, социального положения и профессий, вполне осознанно и довольно регулярно посещающие концерты симфонической музыки, получающие удовольствие от "встречи с прекрасным". Это, пожалуй, основной и относительно подготовленный контингент слушателей данного вида музыкального исполнительства. К нему принадлежит большая часть учащихся и студентов средних и высших музыкальных учебных заведений, любители-меломаны, в основном из числа гуманитарной интеллигенции, служащих и студенчества. Среди них есть и лица, в свое время окончившие детскую музыкальную школу, но не выбравшие музыкальную деятельность в качестве своей профессии.
Характерной особенностью этой группы слушателей является их психологический настрой на внимательное, сосредоточенное восприятие исполняемой музыки. Осмысленное и эмоциональное отношение к симфонической музыке зачастую рождает у них зрительные конкретно-изобразительные ассоциации, а то и визуальные, хотя и слабые, абстрактно-двигательные ассоциации. Кроме того, можно отметить их явный, правда, неосознанный интерес к мануально-пластическим действиям дирижера, обогащающим музыкальные впечатления и влияющим на общую эстетическую оценку услышанного. Основной мотив посещения симфонических концертов такими заинтересованными слушателями - убежденность в том, что "каждый культурный человек должен знать и понимать музыку".
К пятой группе (тип слушателя по терминологии В. Фуртвенглера - "знающий слушатель"), также довольно значительной по численности, относятся, как правило, постоянные и хорошо подготовленные слушатели симфонических концертов. Данный контингент - люди преимущественно среднего возраста, состоявшиеся музыканты-профессионалы различных специальностей (теоретики, пианисты, скрипачи, "народники" и т.д.). Их восприятие симфонического концерта обусловлено предварительным знанием - хотя бы в общих чертах - исполняемой оркестром музыки. Это та часть слушателей, которая обычно ходит в концертный зал на конкретную исполняемую программу или на персональное имя исполнителя-дирижера.
Воспринимая исполняемую музыку профессионально (глубоко, полно, детально), большинство таких слушателей внимательно следят за мануальными действиями дирижера. Возникающие у них зрительно-слуховые ассоциации гармонично или дисгармонично "накладываются" на слухо-визуальное восприятие музыки и мануального искусства, способствуя возникновению цельного или противоречивого художественного образа. Немалая часть квалифицированной публики обладает потенциальным дирижерским мышлением. Известно, что чем выше музыкальная культура слушателя, тем сильнее проявляется в нем потенциальный исполнитель. Отсюда, как правило, и соответствующая компетентная эстетическая оценка оркестрового исполнения музыки и управляющих действий дирижера.
К шестой группе (тип слушателя по терминологии Т. Адорно - "слушатель-эксперт"), значительно меньшей, чем предыдущая, по численности, относятся сверхподготовленные слушатели симфонических концертов. Это в основном музыканты-профессионалы среднего и старшего возраста, зачастую имеющие прямое отношение к дирижерско-исполнительскому искусству (дирижеры-симфонисты, дирижеры-хоровики, дирижеры духовых, народных оркестров и т.д.). Характерной особенностью их восприятия симфонического концерта является не просто внимательное, сосредоточенное слушание и глубокое эстетическое переживание музыки, но и невольное сопоставление звучащих образов с их дирижерским, мануально-пластическим эквивалентом. Они как бы "слышат" действия дирижера и одновременно "видят" исполняемую музыку.
В основе такого целостного восприятия симфонического концерта лежит единство зрительно-слухового ассоциативного представления художественного образа. При этом визуальные ассоциации квалифицированного слушателя носят преимущественно выразительный, абстрактно-двигательный характер, напоминающий дирижерские мануальные движения. Слушатель как бы идентифицирует себя с реально действующим дирижером. Принципиальное совпадение или существенное расхождение между субъективными зрительными ассоциациями и воспринимаемым реальным дирижированием на "фоне" эстетической оценки звучащей музыки и формирует мнение о симфоническом концерте в целом, в том числе и о музыкантских, психологических и пластических способностях и умениях дирижера.
К седьмой группе (тип слушателя по терминологии Т. Адорно - "сектант-пуританин"), хотя и немногочисленной, относятся слушатели симфонических концертов, причисляющие себя к эстетствующей элите. Это могут быть и действительно маститые музыканты-профессионалы, обычно старшего возраста, и выдающие себя за таковых. Последних можно нередко увидеть даже с партитурой в руках, уединившихся в зале на "своем" постоянном месте.
Особенности этой группы слушателей - в абсолютизации слухового восприятия музыки. Большинство из них не столько эмоционально переживает музыку, сколько рационально анализирует качество ее оркестрового исполнения, особенности дирижерской интерпретации. При этом оценка мануальных действий дирижера часто отличается субъективизмом и категоричностью. Другими словами, оценка собственно дирижирования порой абсолютизируется и отрывается от эстетической оценки оркестрового звучания музыки.
Итак, можно констатировать существование семи условных групп слушателей, отражающих весь спектр интеллектуальной, эмоциональной и художественной подготовленности к целостному, слухо-зрительному восприятию симфонического концерта. Очевидно, что данной типологии свойствен определенный схематизм. Реальность гораздо сложнее, противоречивее, как сама жизнь. Типологические группы слушателей в "чистом" виде не встречаются. Они находятся в постоянной динамике, взаимовлиянии и взаимопроникновении, демонстрируя размытость, неопределенность контуров. И все же рассмотренная структура слушательской аудитории симфонических концертов свидетельствует, что в реальной художественной практике механизм непроизвольного формирования различных типологических групп слушателей основан, прежде всего, на их общей и музыкальной культуре.
Типология слушателей симфонических концертов нуждается в дальнейшей конкретизации на уровне прикладных социологических исследований. Но, как писал А.Н. Сохор, конкретно-социологическое изучение публики не может быть успешным без предварительной теоретической разработки этого вопроса [1, с. 114]. Последняя необходима прежде всего по практическим соображениям. При составлении программ симфонических концертов надо учитывать социально-демографические и культурно-образовательные особенности предполагаемой аудитории, специфику восприятия симфонической музыки различными категориями слушателей. Обеспечение максимального психологического и духовного единства слушательской аудитории - высшая цель и организаторов, и исполнителей симфонических концертов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Совет, композитор, 1980. Вып. 1. 296с.
2. Кремлев Ю.А. О месте музыки среди искусств. М.: Музыка, 1966. 64 с.
3. Сохор А.Н. Композитор и публика в социалистическом обществе // Музыка в социалистическом обществе: Сб. ст. / Сост. А.А. Фарбштейн. Л.: Музыка, 1975. Вып. 2. С. 5-20.
Б. Ф. СМИРНОВ// К ПРОБЛЕМЕ ТИПОЛОГИИ СЛУШАТЕЛЕЙ СИМФОНИЧЕСКИХ КОНЦЕРТОВ. // Социс - социологические исследования (Москва)// 19.10.2004