Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос

Нужен ли на этом сайте форум?
Всего ответов: 34

Статистика

Главная » Статьи » Cтатьи

Музыкальная терапия в онкологии
Музыкальная терапия в онкологии
К.В. Яцкевич

Говоря о тех комплементарных средствах, которые с успехом могут применяться в онкологии, нельзя обойти вниманием такое направление как музыкальная терапия. Это направление в последнее время получило самое активное развитие в мире, что можно косвенно подтверждать тем количеством музыкальной продукции специального назначения, а также тем обилием музыкальных стилей и жанров, которые существуют сегодня. Несмотря на казалось бы такое многообразие направлений современной музыкальной культуры и трудность в избежании плагиата и клише, исполнители и создатели новых произведений не перестают удивлять слушателей своей изобретательностью, находчивостью и оригинальностью, открывая новые грани, течения и вариации.

В последнее время наряду с традиционными музыкальными стилями особое развитие в мире получили направления этнической, спиритуальной музыки, музыки стилей нью-эйдж, волд, эмбиент, этно-зарисовок и звуков живой природы, а также медитативной, релаксационной, церемониальной, фоновой и специальной лечебной музыки.

В этом многообразии новых стилей так называемая лечебная музыка и связанное с ней направление музыкальной терапии играют совершенно особую роль. Одним из основоположников и законодателей этого направления в мире является немецкий композитор Питер Хюбнер - автор и основатель компании Micro Music Laboratories. Также известно направление использования музыкальной терапии и при лечении целого ряда сугубо психических заболеваний и рассройств психики. Это направление получило название холосинковых аудиотехнологий. Его создатель американский психотерапевт Билл Харрис.

В основе лечебного эффекта при использования музыкальной терапии вообще и в онкологии в частности лежит вибрационно-резонансный принцип или принцип резонирования и синхронизации вибрационных частот определённых целительных мелодий с вибрациями полевых и клеточных структур организма. В результате данного резонансного эффекта происходит гармонизация структуры биополя пациента, гармонизация его сознания и некоторых физиологических процессов. Соответствующие целительные мелодии, которые, как правило, несут гармонизирующие вибрации высоких гармонических уровней, при этом выступают в качестве своеобразного камертона, с помощью которого и осуществляется настройка систем такого сложного и многоуровневого инструмента, как человеческий организм.

На сегодняшний день научно доказано и подтверждено, что определённые мелодии спирального или циклического типа способны формировать у слушателя совершенно конкретные эмоциональные состояния, ощущения и образы. Целью и направленностью музыкальной терапии, как правило, и является создание соответствующих приятных эмоций. Данные эмоции, возникающие во время прослушивания отдельных лечебных музыкальных произведений, способны благотворно воздействовать на многие системы организма человека, они способны целенаправленно воздействовать на психику, повышать активность коры головного мозга, улучшать обмен веществ, стимулировать дыхание и кровообращение. При этом практически всегда имеет место общий гармонизирующий эффект.

Говоря о холосинковых технологиях нужно отметить, что их суть заключается в сихронизации работы левого и правого полушарий мозга. Достижение лечебного эффекта осуществляется за счёт разделения звукового потока на тоны, которые соответственно подаются в одно и другое ухо пациента одновременно. В итоге для того чтобы синхронизировать эти звуки между собой, оба полушария мозга усиливают коммуникацию друг с другом. Результатом этой коммуникативной активности является обретение пациентом состояния покоя и внутреннего равновесия.

Следует сказать, что музыкальная терапия - это по большей степени всё же психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Лечебное действие музыки на организм человека известно очень давно. Многие исследователи склонны полагать, что музыка лежит в основе самой человеческой культуры и даже более - в основе самого человека, а точнее - в основе управления многими психо-физиологическими и соматическими процессами.

Многие специалисты выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкальной терапии:

1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии

2. Развитие коммуникативных способностей (навыков межличностного общения)

3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы

4. Повышение уровня эстетических потребностей.

В качестве механизмов лечебного действия музыкальной терапии отмечают следующие:

- катарсис

- эмоциональную разрядку

- регулирование эмоционального состояния

- облегчение осознания собственных переживаний

- конфронтацию с жизненными проблемами

- повышение социальной активности

- приобретение новых средств эмоциональной экспрессии

- облегчение формирования новых отношений и установок.

Можно выделить две основные формы музвкальной терапии: активную и рецептивную.

Активная музыкальная терапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Рецептивная музыкальная терапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. Рецептивная терапия существует в трех формах:

- Коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия)

- Реактивной (направленной па достижение катарсиса)

- Регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).

В рамках антистрессовых программ можно с успехом применять обе формы.

Чаще используется рецептивная музыкотерапия. Участники группы прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, три произведения или более менее законченных отрывка (каждый по 10-15 минут).

Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения участников группы, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

Также используется и активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Участникам группы предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов.

Одним из вариантов активной музыкальной терапии может рассматриваться пение, а также караоке и хоровое пение.

Многими исследователями было отмечено, что положительные эмоции, возникающие во время звучания специальных музыкальных произведений способны не только усиливать внимание, изменять губину осознания, тонизировать центральную нервную систему, но и обеспечивать приток внутренней энергии, энергии творчества. Иными словами, музыкальная терапия способна не только гармонизировать, но и стимулировать те или иные виды творческой деятельности. Так, быстрая и ритмичная музыка, резонирующая с сердечным ритмом человека, целенаправленно стимулирует физическую активность, а более спокойная и релаксационная способствует активизации процессов мышления. Медитативная, амбиентная и этническая музыка способствует активизации процессов на уровне подсознания и духовных процессов. Эффект скрытого управления поведением человека в результате воздействия соответствующей музыки уже давно взят на вооружение многими специалистами, лидерами духовных учений и менеджерами по управлению персоналом и по этой причине уже существуют различные направления специальной фоновой музыки, музыки для спорта, ритуальной музыки, музыки для торговых помещений и предприятий общественного питания, музыки для оффисов, специальных мероприятий и т.д. В Японии и ряде стран Юго-Восточной Азии такое явление как караоке - стало поистине спасением для большого количества людей от стрессов и эмоционально-психологических перегрузок, связанных с крайне высоким ритмом жизни.

Иными словами, на сегодняшний день уже определены те основные виды человеческой деятельности, требующие специфического психофизиологического состояния, для которых найдены те вибрационные потоки (музыкальные фоны и ряды) под которые нужным образом выстраивается ритмика организма и физиологические реакции протекают наиболее эффективно. Музыкальная терапия из экспериментальной области уже уверенно перешла в сферу практической и даже научно-практической деятельности.

Современная наука уже достаточно близко подошла к открытию вибрационных уровней клеточных структур организма человека. Сегодня высказываются отдельные предположения о том, что клеточные структуры вибрируют с частотой сотен тысяч колебаний в секунду, а весь организм представляет собой удивительный по гармоничности биологический «клеточный хор», исполняющий сложнейшие «мелодии», в которых каждому органу соответствует свой гармонический и мелодический ряд. Иными словами, на клеточном уровне тело человека вибрирует или «поёт» вполне конкретные и определённые мелодии, которые очень сложны и гармонизируются сложными способами. Именно определённые мелодии этого «хора» по мнению ряда исследователей, и являются ни чем иным, как соответствующими программами гармонизации работы отдельных органов и систем организма. Иными словами, команды для настройки тех или иных органов и систем организма по мнению некоторых учёных могут иметь форму специальных мелодий и звуковых рядов. Есть предположение о том, что периодический звон в ушах, известный многим людям, есть ни что иное как отголоски клеточного «хора», которые изредка опять же в силу резонансного эффекта становятся доступными для восприятия на очень короткое время.

Отдельные исследования тибетских мантр и обрядовых песнопений народов мира доказали прямое влияние отдельных вибрационных и мелодических рядов не только на изменение восприятия и осознания, но и на направленность отдельных физиологических процессов в организме.

Говоря о перспективах развития музыкальной терапии, нельзя не сказать о том, что существует гипотеза о возможности воздействия на информационную структуру ДНК при помощи музыки и создания технологии ГЛП или генно-линвистического программирования. Это технология воздействия на информационную структуру ДНК при помощи особого сплава музыки, слов и намерения человека. Это своего рода «песня-программа» для высшего человеческого Я, как специфическая форма обращения к структуре ДНК.

Иными словами это очередная архиважная задача науки после полного картографирования генома человека. Это своего рода один из уникальных способов взаимодействия с программно-информационной структурой генома и ДНК. На сегодняшний день этим направлением музыкальной терапии активно занимается активный участник и представитель течения Новой Эры, член команды т.н. "Работников Света" канадский музыкант Роберт Коксон, который участвует практически на всех ченнелингах Крайона.

Некоторые учёные-генетики уже высказывают смелые предположения, что в этом процессе самое активное применение получат именно лингво-резонансные методы: лечебное пение, лечебная музыка и музыкальная терапия. Самые последние открытия в области генетики подтвердили факт того, что ДНК человека действительно способна взаимодействовать со специфическими командами, имеющими лингвистическую природу и специфическую мелодическую (вибрационную) окраску.

Эта гипотеза в настоящее время только подтверждается в целом ряде лабораторий и исследовательских центров мира, но если лингво-резонансный или мелодико-лингвистический способы общения с ДНК будут найдены, то это открывает просто колоссальные возможности для целенаправленного использования музыкальной терапии в лечебных целях, причём, применительно к особо тяжелым и трудноизлечимым формам заболеваний.

Применительно к онкологии это открытие также может иметь революционные последствия. На сегодняшний же день наибольший интерес представляют следующие направления использования музыкальной терапии в онкологии:

- направление смягчения уровня стресса (до и после сообщения диагноза, операций, соответствующих процедур и т.д.). Данное направление помощи эффективно развивать и практиковать в рамках соответствующих социально-психологических служб при учреждениях онкологического профиля,
- направление онкопсихотерапевтической помощи (в периоды депрессий, психологических кризисов и др.). Данное направление помощи необходимо практиковать и развивать каждому онкопсихологу и онкопсихотерапевту. В рамках соответствующих социально-психологических служб должна быть фонотека с набором специальных музыкальных программ для различных ситуаций и направлений работы с пациентами. Следует особо подчеркнуть то обстоятельство, что направление музыкальной терапии тесно переплетается с направлением арттерапии. Два этих направления составляют основу комплементарного подхода в детской онкологии.
- направление фоновой музыки, релаксации и медитации. Данное направление работы можно практиковать в общепрофилактических целях в любом учреждении медицинского и онкологического профиля, оснащённом соответствующим кабинетом психологической разгрузки. В некоторых зарубежных медицинских учреждениях онкологического профиля отдельные палаты оборудованы средствами индивидуальной музыкальной терапии с возможностью прослушивания различных музыкальных программ как по рекомендации специалиста-психотерапевта, так и по выбору пациента.
- направление использования музыкальной терапии во время специальных спиритуальных и телесно-ориентированных практик. Данное направление относится к целенаправленному использованию в онкологии комплементарных средств и практикуется как правило в группах под руководством опытных тренеров и мастеров для различных культовых, обрядовых и духовных целей, а также для повышения общего уровня энерго-информационной сбалансированности. Данную работу также можно организованно проводить с пациентами в рамках соответствующих социально-психологических служб.
- экспериментальное направление использования музыкальной терапии* в лечебных и паллиативных и профилактических целях (в рамках специальных психосоматических тренингов и тренинговых курсов для активизации внутренних резервов и возможностей организма, включая фактор намерения и силы воли),
- направление уменьшения интенсивности болевого синдрома (в паллиативной медицине). Опыт работы многих специалистов паллиативной помощи и психотерапевтов убедительно доказал эффективность музыкальной терапии для уменьшения уровня болевого синдрома и улучшения сна у пациентов. Суть метода заключается в том, что путём подбора удаётся находить такие мелодии и звуковые ряды, которые оказывают на пациентов глубоко релаксирующее воздействие, вплоть до трансовых состояний, при которых исчезают все болевые ощущения без применения специальных обезболивающих препаратов. В то же время прослушивание данной музыки перед сном способствует быстрому засыпанию и лучшему режиму сна.
Отдельного внимания заслуживает направление психологической разгрузки и профилактики синдрома эмоционального выгорания у самих сотрудников онкологических учреждений и специалистов-онкологов. Для организации этой работы, которая крайне важна в любом учреждении онкологического профиля, необходимо в рамках социально-психологических служб создавать специальные кабинеты психологичекой разгрузки, оборудованные техническими средствами музыкальной терапии, видеопросмотра и укомплектованные фонотеками специальных материалов терапевтической и релаксационной направленности.


Источник: http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?c=141

Категория: Cтатьи | Добавил: Ivan (18.09.2008)
Просмотров: 1330