Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос

Чего Вам не хватает в этой жизни?
Всего ответов: 201

Статистика

Главная » Статьи » Cтатьи

ОПЫТ ТЕСТИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ НА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАХ

На отделении композиции из девяти чело­век требовалось принять троих. Все они бы­ли заранее предсказаны с помощью дан­ного теста. В группе сильнейших среди композиторов, которые и были приняты в результате экзаменов, соотношение средней экзаменационной и тестовой оценки оказа­лось следующим: 8,0—экзаменационная оценка, 8,5 — тестовая.

Наряду с выделением лучших, с по­мощью предложенного теста оказалось воз­можно выполнить и вторую, не менее важ­ную задачу вступительных испытаний — отсеять наиболее слабых. По условиям эксперимента тест был предложен испыту­емым на втором экзамене, на первом экза­мене — письменной работе по специаль­ности — ни одной неудовлетворительной оценки поставлено не было. Из 8 прова­лов на втором экзамене 7 можно было предвидеть, исходя из результатов реше­ния комплекта музыкальных задач — эти 7 кандидатов на провал» имели тестовую оценку до 5,0 по десятибалльной системе. Более того, абитуриенты, в дальнейшем не прошедшие по конкурсу, чья средняя экзаменационная оценка не превысила 6,0, также были в основном (7 из 8) назва­ны с помощью теста. В группе не про­шедших по конкурсу лишь один человек имел тестовый балл 6,0; средняя оцен­ка за решение задач составила в этой группе 5,6 (по сравнению с 6,8  в группе поступивших).

Результаты использования теста на всту­пительных экзаменах говорят о том, что с его помощью вполне возможно предска­зать как наиболее сильных абитуриентов, имеющих реальные шансы на поступление, так и тех, кто, вероятнее всего, не смо­жет преодолеть барьер вступительных экза­менов. Отсюда можно сделать вывод о том, что тестовая оценка могла бы даже заме­нить весь комплекс вступительных экзаме­нов.

Безусловно, о полной замене вступитель­ных экзаменов одним, пусть и весьма со­вершенным тестом не может быть и речи, и призывать к этому было бы просто не­лепо. Другое дело, что использование теста в качестве одного из существенных парамет­ров экзаменов позволило бы, во-первых, существенно сократить срок проведения экзаменов, а во-вторых, избавило бы абиту­риентов от необходимости «натаскивания» по тем или иным предметам, так как вся­кий тест, и этот в том числе, не тре­бует специальной подготовки.

Как уже говорилось, назначение комплек­та музыкальных задач — выявление природ­ной музыкальности. То, что тест показы­вает именно музыкальность, а не слух, например, можно заключить, исходя из ана­лиза результатов вступительных экзаменов в их сравнении с тестовой оценкой. Оче­видно, что роль и значение разных му­зыкальных дисциплин различны; так, напри­мер, ясно, что по степени своего рода «творческой насыщенности» экзамен по музлитературе, включая письменную рабо­ту, или экзамен по фортепиано превос­ходит экзамен по сольфеджио и гармо­нии, где больше проявляется техниче­ская оснащенность и грамотность абиту­риента.

Если взглянуть на комплект музыкаль­ных задач формально, то может показать­ся, что это своеобразные творческие зада­чи по сольфеджио: без инструмента, опи­раясь лишь на внутренний слух, дополнить мелодию, сделать композиционные переста­новки — подобные задания, конечно, преж­де всего ассоциируются с проверкой слуха. Чтобы увидеть, так ли это, сопоставим результаты абитуриентов в решении тесто­вых задач и их экзаменационные оцен­ки по сольфеджио и гармонии. Будем опи­раться лишь на письменные экзамены как более объективные: на диктант по сольфед­жио и задачу по гармонии. Если гово­рить о совпадении оценок в пределах одного балла по пятибалльной шкале или двух баллов по десятибалльной, то совпа­дения с диктантом и задачей находятся примерно на одном, относительно невы­соком уровне — 50 % совпадения с диктан­том и 54 % — с задачей.

В то же время уровень совпадения тесто­вой оценки с оценками творческими, с оцен­ками по музлитературе и фортепиано гораз­до выше: по фортепиано—72%, по муз­литературе— 77 %. Эти результаты убеди­тельно свидетельствуют о том, что музы­кально-творческие способности, которые в большей мере отражены в оценке по фор­тепиано и музлитературе, в значитель­ной степени измеряются данным тестом.

Анализ результатов экзаменов с учетом тестовой оценки дает возможность лучше увидеть особенности абитуриентов, соста­вить их своеобразную музыкальную ха­рактеристику.

В эксперименте, проведенном ранее с этим же тестом в МССМШ, ГМУ и ГМПИ им. Гнесиных, удалось выявить две группы учащихся: к первой группе, имеющей тес­товую оценку 6,5 и выше, согласно ха­рактеристикам педагогов по специальности, принадлежали учащиеся и студенты, об­ладающие тонкой музыкальностью, хоро­шим музыкальным вкусом, творческой са­мостоятельностью. Вторая же группа, имею­щая тестовую оценку 6,0 и ниже, включа­ла учащихся и студентов более слабых, маломузыкальных, без ярко выраженных творческих способностей. Проведем анало­гичное разделение и для абитуриентов: в первую группу войдут те, чья тесто­вая оценка не ниже 6,5; во вторую груп­пу — остальные.

Сопоставим результаты экзаменов с тестовой оценкой в обеих группах. В пер­вой группе средняя тестовая оценка со­ставила 8,0, средняя экзаменационная — 7,2. Следовательно, у людей музыкаль­ных и творческих их потенциал еще не раскрыт до конца, условно говоря, они как музыканты «стоят» больше, чем их се­годняшний результат. Во второй группе средняя тестовая оценка — 4,7, а средняя экзаменационная — 5,8. Здесь, как видим, наоборот, люди малоспособные за счет усидчивости и усилий своих педагогов проявляют себя хоть и хуже, чем первая группа, но все-таки их экзаменационный результат несколько выше, чем того за­служивают их способности. Таким обра­зом, в первой группе музыкально-твор­ческий потенциал, который показывает тес­товая оценка, выше сегодняшней реаль­ности, во второй — он уже исчерпан на сегодня и не обещает дальнейшего роста в будущем.

Если же посмотреть, к какой из экза­менационных оценок ближе всего склоня­ется тестовая оценка в каждой из групп, то мы увидим следующие результаты: в пер­вой группе средняя тестовая оценка и оценка по фортепиано выглядят соответ­ственно как 8,0 и 8,0, т. е. здесь они полностью совпадают.

Такого рода совпадение, конечно же, не случайно. Дело в том, что именно на факультете ИТК, где игра на фортепиано не является, строго говоря, специальностью, именно этот предмет в наиболее чистом виде позволяет увидеть музыкальную ода­ренность. Ведь, в отличие от экзамена по фортепиано у пианистов, здесь не готовят одну и ту же программу по два года, не «вылизывают» каждую ноту с педаго­гом, да и педагоги по общему курсу форте­пиано в училище, как правило, менее ква­лифицированны, чем педагоги специально­го класса. Что же касается собственных усилий, то здесь они весьма ограничен­ны, теоретик не сидит за инструментом по 6 часов в день. Таким образом, «не­главный» экзамен по фортепиано закономер­но оказался близок и к тестовой, и к сред­ней экзаменационной оценке, а в первой, наиболее сильной группе он буквально совпал с оценкой музыкальности абитуриен­та, полученной тестовым путем.

Комплект музыкальных задач, как и вся­кий тест, в идеале стремится к абсолют­ной предсказательности, т.е. к тому, что­бы не просто в среднем, но и в каж­дом конкретном случае тестовая оценка бы­ла абсолютно надежна и справедлива. Есте­ственно, тест лишь моделирует некото­рые существенные аспекты музыкально-творческой деятельности, но не тождествен реальному музыкальному творчеству; от­сюда и неизбежная погрешность. Однако в данном случае есть возможность пред­полагать, что тестовая оценка, возможно, ближе к истине, чем решение экзамена­ционной комиссии. Естественно, что в на­шей стране, где не привыкли доверять тес­там, подобного рода утверждение кажется по меньшей мере слишком самоуверенным. Обратимся к фактам.

Среди «прошедших по тесту», т. е. среди 13 человек, чья оценка за решение музы­кальных задач не ниже 6,5, есть один че­ловек, не прошедший по конкурсу — абиту­риентка Б. Она закончила Кемеровское учи­лище в этом году, поступает впервые. Лучшие результаты у нее на экзамене по музлитературе: именно на этом экзаме­не, кстати, волнение сказывается в наимень­шей степени, и поэтому можно показать все, на что способен поступающий. В других случаях, на экзамене по сольфед­жио, по гармонии и по фортепиано, надо уметь собраться именно в данный мо­мент. Если же подготовка абитуриента объективно недостаточна, то волнение, естественно, возрастает. Поэтому можно предположить, что абитуриентке Б. не хва­тило уверенности в себе, частично обос­нованной не слишком высоким уровнем. подготовки, полученной в Кемеровском му­зыкальном училище; может быть, сказал­ся недостаточный опыт приемных экзаме­нов, естественная робость.

Чтобы подкрепить тестовую оценку, по­лученную абитуриенткой Б., можно об­ратиться к опыту другой абитуриентки, закончившей Ипполитовское училище и поступавшей во второй раз. В прошлом году эта абитуриентка, имеющая тестовую оцен­ку 8,5, не прошла по конкурсу. В этом году она прошла первой! Вряд ли за год человек может так радикально изменить­ся, а если и может, то тем более зна­чит велика способность к развитию, кото­рую не удалось разглядеть на прошлогод­нем конкурсе.

Выводы:

1. Комплект творческих музыкальных за­дач может быть использован в качестве теста на природную музыкальную ода­ренность на вступительных экзаменах. Этот тест ориентирован на выявление музыкаль­но-творческих способностей, а не слуховых данных, несмотря на внешнее сходство за­дач с упражнениями по сольфеджио.

2. Можно предположить, что тест по­тенциально способен заменить весь комп­лекс экзаменов по специальности (кроме игры на инструменте на исполнительских факультетах), так как предсказательная сила тестовой оценки достаточно велика.

3. Целесообразность применения теста связана с тремя обстоятельствами: тест в достаточной степени совпадает с резуль­татами экзаменов, чтобы можно было за­менить им хотя бы наиболее болезнен­ный из них — экзамен по сольфеджио — полностью или частично; тест удобен в прак­тическом применении, так как выполня­ется письменно, сразу всеми абитуриента­ми, и в случае замены большинства или некоторых экзаменов на тест можно будет значительно сократить сроки проведе­ния экзаменов; в наиболее мягком и осто­рожном варианте использования теста он может служить своего рода корректирую­щим коэффициентом, т. е. в случае значи­тельного несовпадения экзаменационных оценок и тестовой оценки этот факт тре­бует особого внимания экзаменацион­ной комиссии.

Категория: Cтатьи | Добавил: Дарина (31.10.2007)
Просмотров: 1315