Р.И.Лозовская Совершенствование процесса подготовки учителя музыки, направленное на активизацию его духовного развития, основано на парадигме личностно-ориентированного образования. Для определения цели подготовки учителя музыки в парадигме личностно-ориентированного образования мы обратились к анализу целей и задач современного школьного музыкального воспитания. Среди существующих музыкально-педагогических концепций и программ, принятых Министерством образования Российской Федерации, две являются основными: это программа, разработанная рядом известных музыкантов-педагогов и психологов под научным руководством Д.Б. Кабалевского, а также программа «Музыка. 1-8 классы», разработанная коллективом авторов во главе с Ю.Б. Алиевым. Три последующие программы предназначены для школ с углубленным изучением предметов эстетического цикла: это программа «Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание», авторами которой являются Н.А. Терентьева и Р.Г. Шитикова, программа «Духовная музыка: Россия и Запад» – авторы И.В. Кошмина и В.В. Алеев и программа «Музыкальный фольклор», составителями которой являются Л.Л. Куприянова и Л.В. Шамина. Изложим основные цели данных школьных программ по музыке. По мнению Л.В. Шаминой и Л.Л. Куприяновой, фольклор как школа социального опыта дает возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа. На основе постижения своих собственных народных культурных корней облегчается понимание национальных культур других народов [10, с.3]. Поскольку знание фольклора является одной из составляющих духовности человека, то очевидна направленность цели этой программы на духовное развитие личности через народную музыкальную культуру. Целью преподавания церковной духовной музыки в общеобразовательной школе, как считает И.В. Кошмина, является воспитание духовности, уважения к ценностям отечественной и мировой культуры через приобщение к христианскому культовому искусству. Воспитательная ценность христианского вероучения заключается в глубокой нравственности религиозных заповедей, в обращенности к человеческой душе, в возвышенной красоте обрядов и ритуалов [11, с.3]. Программа Н.А. Терентьевой, Р.Г. Шитиковой [9] предполагает комплексное освоение различных видов искусства с ведущей ролью в этом процессе музыки, отличающейся своей интегративной ассоциативностью. Автор ставит следующую цель программы – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности. По мнению автора, внедрение творческой системы музыкально-эстетического образования является важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников. Ю.Б. Алиев высшую цель преподавания музыки в школе видит «в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве [8, с.2]. В концепции Д.Б. Кабалевского основной целью школьных занятий музыкой выступает воспитание музыкальной культуры учащихся, как части их духовной культуры [3, с.13]. Таким образом, в системе школьного музыкального образования в последние десятилетия произошло расширение содержания и задач предмета, а цель всех существующих концепций и программ направлена на воспитание духовной культуры школьников средствами музыкального искусства. Соответственно, цель высшего музыкально-педагогического образования заключается не только в овладении студентами комплексом общекультурных, психолого-педагогических, музыкальных знаний, умений и навыков, а, прежде всего, в развитии их личностных качеств, духовно-нравственной сферы, позволяющей передавать школьникам опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Переориентация цели высшего музыкально-педагогического образования на личность студента позволила определить цель преподавания блока музыкально-педагогических дисциплин, которая, на наш взгляд, заключается в развитии духовной, педагогической и музыкальной культуры личности, причем интегрирующим является духовный компонент культуры. В соответствии с намеченной целью было проанализировано содержание высшего музыкально-педагогического образования и внесены некоторые изменения для расширения его возможностей в духовном развитии студентов. Основным изменением собственно содержательного компонента музыкально-педагогических дисциплин с целью повышения его возможностей в духовном развитии студентов является разработка и введение в учебный план спецкурса «Основы духовной культуры учителя музыки». Программа спецкурса предполагает закрепление понимания сущности методологического анализа педагогических явлений и практический показ его применения. Проблема развития и совершенствования духовной культуры личности в области музыкального образования рассматривается на основе единства философского, общенаучного и частнонаучного уровней методологического анализа. Целью данного спецкурса является активизация развития духовной культуры студентов и осознание ими необходимости этого процесса для осуществления педагогической деятельности. Соответственно цели поставлены основные задачи преподавания курса: • дать студентам знания о сущности и содержании понятия «духовная культура личности» и процессе ее развития; • обобщить ценностно-смысловые представления студентов о духовном развитии личности в музыкальном образовании; • показать пути и средства развития духовных интересов и потребностей школьников, а также средства, стимулирующие постижение ими ценностей музыкального искусства; • укрепить у студентов потребность в духовном самосовершенствовании. В процессе решения этих задач на основе обобщения студентами ранее полученных знаний из области философии, общей психологии и педагогики, музыковедения, музыкальной психологии и педагогики происходит осмысление и переживание ценностей музыкально-педагогической деятельности, их присвоение, обретение личностного смысла этих ценностей будущим учителем. Тематическое содержание спецкурса построено соответственно последовательности раскрытия методологического понимания духовной культуры личности по принципу от общего к частному. Оно включает в себя философское осмысление понятий «дух», «духовность»; психолого-педагогический аспект развития духовной культуры личности; возможности музыкального искусства в духовном развитии человека; осознание роли методологической подготовки педагога-музыканта в развитии его духовной и педагогической культуры; взаимосвязь развития духовных потребностей учителя и его профессиональной деятельности; характеристику духовно-ценностного компонента музыкальной культуры личности; средства создания ситуаций духовного общения в практике школьного музыкального образования. Темы взаимосвязаны между собой, их последовательность предполагает глубокое погружение в теорию с последующим выходом на осознание практических методов, способствующих духовному развитию школьников в процессе музыкального образования и воспитания. Особое внимание в содержании спецкурса уделяется раскрытию возможностей музыкального искусства в развитии духовной культуры человека и созданию условий для восприятия и освоения личностью духовных ценностей музыкальной культуры. Рассматриваются педагогические средства создания ситуаций духовного общения на школьном уроке и проверка их результативности. Таким образом, само содержание спецкурса «Основы духовной культуры учителя музыки» имеет не только теоретическую, но и практическую ценность. Методологический анализ проблемы духовного развития личности в процессе музыкального образования приводит к практическому решению вопроса создания педагогических условий для развития духовной культуры школьников. Содержание программы курса можно выстроить в следующую логическую цепочку движения от теории к практике: • духовность как категория философии; • духовная культура личности как психолого-педагогическое понятие; • духовно-интонационное содержание музыкального искусства ; • методологический аспект духовной и педагогической культуры учителя музыки; • удовлетворение и развитие духовных потребностей в музыкально-педагогической деятельности; • воспитание духовности школьников средствами музыкального искусства ; • духовное общение на уроке музыки как условие развития духовной культуры школьников; • педагогические средства создания ситуаций духовного общения на школьном уроке музыки. Освоение студентами содержания данного спецкурса происходит благодаря активизации творческого мышления, его самостоятельности при анализе различных точек зрения на решение обсуждаемых вопросов. Подготовка к семинарским занятиям предполагает конспектирование отдельных страниц указанных первоисточников, поскольку требуется не столько большой объем конспектов, сколько усиленная духовная работа над осмыслением и переживанием прочитанного. Студентам рекомендуется вести дневник цитат, которые, по их мнению, раскрывают сущность и содержание основных вопросов. Также в этом дневнике фиксируются собственные мысли, возникающие в результате свободного размышления на основе высказываний известных философов, педагогов, психологов, музыкантов. Допускается перефразирование их мыслей с сохранением смыслового содержания оригинала. Так, например, из статьи В.В. Медушевского «Дух музыки и дух музыкального воспитания» была выписана следующая цитата: «Духовность нужно понимать в исконно-истинном смысле; дух человеческий есть искра богоподобия, устремленность человеческого духа к Божественному, интонационно отраженная, есть причина возвышенности музыки, и потому ее действие на душу переживается как светлое окрыление [6, с.65]. Эта цитата была перефразирована студенткой следующим образом: «Интонационно отраженная устремленность человеческого духа к Божественному есть причина возвышенности музыки, и поэтому действие музыки на душу переживается как светлое окрыление». В результате такого переосмысления, цитата В.В. Медушевского становится более доступной для студентов, они глубже проникают в ее содержание и точнее понимают смысл прочитанного. Но самое главное заключается в том, что сама студентка в процессе творческой переработки мысли известного русского музыковеда прилагая духовные усилия, включая волю, разум, чувства, обрела личностно-ценностный смысл содержания этой мысли. На основе такого личностного осмысления ценностного содержания полученной информации у студентов происходит укрепление духовного компонента в системе жизненных ценностей. Наиболее сложные вопросы семинарских занятий предлагаются отдельным студентам для индивидуальных сообщений. На самом занятии после такого сообщения обязательно происходит обсуждение этого вопроса всей аудиторией, что способствует осмыслению услышанной информации и переживанию ее содержания. Таким образом, спецкурс «Основы духовной культуры учителя музыки» интегрирует ценностные смыслы профессиональной деятельности учителя музыки, направляя их в русло воспитания духовной культуры личности средствами музыкального искусства. При этом выделяются такие ценности как развитие духовной культуры школьника, постижение духовно-интонационного содержания музыки, развитие потребности в музыке, передача ценностного отношения к музыке детям, духовно-творческая самореализация личности в музыкально-педагогической деятельности. Данный спецкурс завершает цикл музыкально-педагогических предметов и подводит итог готовности будущего педагога к реализации цели школьного музыкального образования, поскольку только духовная личность может способствовать духовному развитию школьников. В целях активизации духовного развития студентов был также преобразован и процессуальный компонент образования педагога-музыканта. Прежде всего, сам процесс проведения занятий был направлен на создание условий для организации духовной деятельности студентов. Сделан акцент на диалогичность общения со студентами, на творческий характер их деятельности, что предоставляет свободу в процессе освоения содержания музыкально-педагогических дисциплин и направленность обучения на индивидуальное развитие каждой отдельной личности будущего педагога. Введение диалогичного субъект - субъектного общения педагога, как с отдельным студентом, так и с группой студентов или всей аудиторией, выступающей в таком случае в роли совокупного субъекта, помогло нам активизировать стремление студентов высказывать свои суждения. В ходе суждений каждый из студентов прилагает духовные усилия для определения своей точки зрения на то или иное музыкально-педагогическое явление. В этих целях студенты были разделены на творческие группы, которые получают конкретные задания к семинарскому или практическому занятию. Один из наиболее сильных и активных студентов возглавляет такую группу в процессе подготовки. Несомненно, в такой ситуации стимулируется чувство взаимной ответственности, чувство сопереживания отвечающему в ходе самого занятия, развивается поддержка и взаимопомощь, но самое важное это то, что такая форма работы предоставляет обучающимся свободу освоения учебного материала и требует от них принятия самостоятельных решений. Каждая творческая группа на занятии выступает в роли совокупного субъекта общения. Диалогичность общения и необходимость решений мобилизуют духовные силы студентов, способствуют организации духовной деятельности, в которой личность будущего педагога получает возможность творческой самореализации, самовыражения при решении учебных задач. Для совершенствования процессуального компонента вузовской подготовки учителя музыки были также подготовлены и введены в учебный процесс творческие задания, направленные на активизацию самостоятельности студентов в познавательной деятельности. На занятиях по методике музыкального воспитания при изучении тематического построения школьной программы студентам дается следующее задание: составить план поурочного раскрытия темы четверти. Это задание включает в себя определение последовательности изложения теоретического материала, отбор музыкальных произведений для каждого урока четверти, определение цели каждого урока в соответствии с основной целью четверти. На первых этапах студенты формулируют только тему и цель урока. Далее они самостоятельно подбирают музыкальный материал для каждого урока, позволяющий раскрыть его тему. В результате такой работы студенты видят процесс музыкального образования школьников в целом и творчески подходят к его осуществлению. Другой вид творческих заданий заключается в осмыслении музыкально-педагогических понятий и их взаимосвязей. Сначала студентам даются основные понятия к изучаемой теме. В процессе подготовки к семинарскому занятию студенты прорабатывают значение этих понятий на основе определений справочно-энциклопедической, учебной и научной литературы. В результате каждый студент должен сформулировать свое понимание этих терминов и доказать его истинность, опираясь на первоисточники. После того как студенты имеют представление о сущности и содержании основных понятий изучаемой темы, им предлагается составить карту-схему их взаимосвязей. Для этого на основе их содержания необходимо выделить наиболее обобщенное понятие и по отношению к нему расположить остальные в определенной последовательности и зависимости. Например, даются следующие понятия: музыкально-эстетический вкус, ритмическое чувство, музыкальные способности, музыкальная культура личности, музыкальные знания, ладо-гармонический слух, музыкальная образованность, музыкально-творческие умения, музыкальный слух. Предварительно педагог выстраивает схему их взаимосвязей, которая является образцом для проверки правильности этого задания (Схема № 1) Схема №1 /Музыкальная образованность /Музыкальная культура /Музыкальные способности /Музыкальные знания /Музыкально- /Музыкальный слух эстетический вкус /Музыкально-творческие /----------------------- /Ритмическое чувство умения /Ладогармонический слух В данной схеме центральным, объединяющим все остальные является понятие «музыкальная культура личности». По мнению современных музыкантов, социологов, психологов и педагогов-музыкантов оно включает в себя образовательный, воспитательный и развивающий компоненты представленные в данной схеме как музыкальная образованность, воспитание музыкально-эстетического вкуса и развитие музыкальных способностей. В перечне понятий составляющие элементы даны не в полном объеме, поэтому и схема выстроена частично, но это не означает, что, к примеру, музыкально-эстетический вкус не имеет составных элементов, или, что музыкальные способности сводятся только к наличию слуха. Такое условное ограничение позволяет студенту абстрагироваться и работать только с этими понятиями. В ходе постановки задачи все эти моменты доводятся до сведения студентов, чтобы у них не сложилось неправильное понимание содержания и взаимосвязей музыкально-педагогических понятий. Выполненная работа оценивается на основе составленного образца. Если студент предлагает оригинальное решение творческого задания, то ему предлагается защитить свой вариант решения. В ходе такой защиты или выявляется допущенная неточность в выполнении задания, или студент логически обосновывает свое представление об отношениях понятий, но на другой основе. Так, например, один из будущих педагогов выделил музыкально-творческие умения как ведущее понятие. Защищая свою позицию студент доказал, что музыкальное творчество требует высокого уровня развития музыкальных способностей, музыкально-эстетического вкуса, т.е. в творчестве проявляется музыкальная культура личности. В процессе рассуждений студент осознал, что его проект построения взаимосвязей данных понятий имеет другое основание, и под музыкально-творческими умениями он подразумевал всю музыкально-творческую деятельность личности. Сами же музыкально-творческие умения являются более частным проявлением музыкальной образованности и музыкальной культуры личности. Активизация духовного развития личности будущего учителя осуществлялась также благодаря соотнесению общего и частного в преподавании музыки в школе. В качестве общего выступает категориальный аппарат педагогической науки, а частное представлено понятиями и категориями теории и методики музыкального воспитания. Так, например, студентам предлагалось сопоставить элементы социального опыта, выделенные И.Я. Лернером [5] с элементами деятельности школьников на уроке музыки, которые определил Э.Б. Абдуллин как обязательные. Социальный опыт выступает как источник содержания образования и включает в себя четыре элемента: знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. На уроке музыки должны присутствовать: сопереживание школьников музыкальным образам, размышления о музыке, творческая деятельность и самовыражение школьников. Задание состоит в определении взаимосвязей этих элементов с элементами социального опыта. Взаимосвязи, с одной стороны, определяют освоение школьниками социального опыта в процессе их музыкальной деятельности, с другой стороны, определяют необходимость наличия у школьников элементов социального опыта для их сопереживания, размышления, творчества, самовыражения на уроке музыки. Естественно, что все элементы взаимосвязаны. Однако сопереживание в большей степени основывается на чувственном опыте и знаниях, размышления о музыке опираются на знания и чувства, для творческой деятельности необходимы музыкальные умения и навыки, творческие умения и навыки и эмоционально-ценностный опыт, самовыражение школьников происходит благодаря творческим умениям и наличию у них опыта эмоционально-ценностного отношения к жизненным явлениям, к миру. Поэтому схема взаимосвязей этих элементов в одном из возможных вариантов выглядит следующим образом (схема № 2): Схема №2 знания /сопереживание музыкальным образам умения и навыки /размышления о музыке творческие умения и навыки /музыкально-творческая деятельность эмоционально- ценностный опыт /самовыражение в музыке Возможны и другие варианты ответов, поскольку, как уже отмечалось, все элементы взаимосвязаны между собой. Задача студента состоит в выявлении самых основных взаимосвязей, без которых невозможно проявление выделенных элементов деятельности школьников на уроке музыки. В процессе выполнения таких творческих заданий студенты находятся в поиске смыслового значения элементов социального опыта, их практического выражения в музыкально-педагогической деятельности, закрепляется связь общепедагогических и методических знаний. Осмысление и переживание, возникающие на основе подобных заданий, способствуют духовному развитию студентов. Индивидуальные творческие задания направлены на духовное развитие личности будущего педагога, активизацию его духовной деятельности, проявляющуюся в приложении духовных сил для поиска и познания истины, принятия самостоятельных решений. В процессе преподавания музыкально-педагогических дисциплин были использованы проблемные (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) и оценочные (В. Оконь) методы, которые способствовали созданию ситуаций духовного общения на занятиях. Проблемные методы активизируют творческое мышление, побуждают студентов к духовной деятельности. На лекционных занятиях учебный материал подавался в проблемном изложении. Семинарские и практические занятия включали в себя творческие задания с применением частично-поискового метода. Исследовательский метод использовался при подготовки студентов к занятиям проблемного характера и при выполнении курсовых и дипломных работ. Оценочные методы, выделенные В. Оконем [7,с.271] относятся к методам учения, которые предполагают равноправие обучаемой и обучающей сторон, их партнерство. Методы учения классифицированы на основе перевеса определенного типа деятельности учителя и учащихся (в нашем случае педагога и студентов) над другими типами. Это методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной деятельности репродуктивного характера; методы самостоятельного овладения знаниями, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем (проблемные); оценочные или экспонирующие методы, с доминацией эмоционально-художественной активности; практические методы, характеризующиеся преобладанием практической, технической деятельности, изменяющей окружающий мир или создающей его новые формы. Так как в деятельности педагога-музыканта важное место занимает его собственная эмоционально-художественная активность, то на занятиях по предметам музыкально-педагогического блока мы уделяем внимание оценочным методам, которые делятся на импрессивные и экспрессивные. Обе группы методов способствуют организации участия студентов в передаче ценностей музыкального искусства. При проведении практических занятий студент, выступающий в роли учителя, при подаче информации о произведении и его создателе эмоционально настраивает аудиторию на его восприятие, подготавливая получение впечатления от музыки (импрессивный метод). Затем, исполняя музыкальное произведение, студент выражает себя, переживая ценности этого произведения (экспрессивный метод). В музыкально-педагогическом процессе происходит воссоздание ценностей музыкального искусства, их субъективное восприятие, переживание, осмысливание, в результате чего они либо принимаются, либо отвергаются личностью. Оценочные методы оказывают влияние на развитие мировоззрения, мироощущения человека, они способствуют не только познанию действительности, но и эмоционально-оценочному переживанию, которое, по словам С.Л. Франка «… есть по существу, нечто большее, чем субъективное “душевное” состояние: оно есть именно духовное состояние, как единство жизни и знания» [12, с.206-207]. Оценочные или экспонирующие методы играют значительную роль в присвоении личностью высших духовных ценностей. По мнению В. Оконя [7], в зависимости от типа ценностей меняется способ их экспонирования и влияния на такие составляющие личности, как чувства, особенно на высшие чувства, на мировоззренческие убеждения, на поведение, на систему ценностей, на характер. В музыкально-педагогическом образовании эти методы приобретают особый смысл, так как помогают студентам осознать пути обретения личностью ценностей искусства, а также способствуют освоению самими студентами педагогических ценностей и ценностей музыкального искусства. Импрессивные методы настраивают обучающихся на восприятие и переживание различных ценностей. Более активное содействие оказывают экспрессивные методы, дающие студентам свободу самовыражения во всех видах учебной деятельности. Методы проблемно-поискового характера, а также оценочные методы, способствующие экспонированию ценностей, позволяют организовать духовную деятельность студентов в процессе выполнения творческих заданий при изучении музыкально-педагогических дисциплин. Данные методы помогают создавать ситуации духовного общения на занятиях, в процессе которых студенты постигают духовные ценности профессиональной деятельности педагога-музыканта. Таким образом, личностно-ориентированный подход к процессу преподавания музыкально-педагогических дисциплин способствует формированию у студентов ценностных смыслов будущей профессии: осознанию и приобретению ценностно-значимых целей и установок музыкально-педагогической деятельности, развитию ценностного отношения к миру, к ребенку, к музыке как к преподаваемому предмету, возникновению потребности в передаче школьникам ценностного отношения к музыкальному искусству. В целом ориентация целеполагательного, содержательного и процессуального компонентов высшего музыкально-педагогического образования на личность расширяет его возможности в развитии духовной культуры студентов. Литература: 1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 1983. – 112с. 2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - № 4. - с. 11-17. 3. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Д.Б. Кабалевский. Воспитание ума и сердца. – М., 1984. – С.4-37. 4. Каган М.С. Мир общения. - М., 1988. – 319с. 5. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974. – 64с. 6. Медушевский В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания // Искусство в школе. -1995. -№ 2. -С.64-65. 7. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. – 382с. 8. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Музыка 1-8 классы / Под ред. Ю.Б. Алиева. -М., 1993 – 80с. 9. Программы для общеобразовательных учебных учреждений. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание 1-4 классы / Авторы – сост. Н.А. Терентьева, Р.Г. Шитикова. -М., 1994. – 78с. 10. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Музыкальный фольклор 1-4 классы / cост. Л.Л. Куприянова, Л.В. Шамина. М., 1992. – 16с. 11. Программы общеобразовательных учреждений. Духовная музыка: Россия и Запад / Авторы программы И.В. Кошмина, В.В. Алеев. М., 1994. – 62с. 12. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992. – 511с.
Источник: http://www.arts.adygnet.ru/bibl/izd%20arts/2/untitled-10.htm |