Чудо и мука абсолютного слуха Григорий МАРАДУДА Как известно, люди с абсолютным слухом способны определить высоту любой ноты безотносительно к другим нотам звукоряда. Ученые и музыканты давно спорят о том, передаются ли уникальные способности по наследству или же являются результатом музыкальных занятий в раннем возрасте. Ученые из Йельского университета придумали прибор для тестирования слуха людей, которые никогда не видели нотного листа. Они аргументированно утверждают, что абсолютный слух — врожденная, а не приобретенная способность. В результате занятий можно выработать «относительный слух» или «повышенную тональную память», то есть натренировать умение определять высоту тона. Однако такие способности непостоянны, они легко стираются в памяти. Открытие только подтверждает догадки, что люди с абсолютным слухом определяют тон совсем иначе. Звуки для них выпуклы, определенны, а это не обязательно соотносится с музыкальными способностями. Дэвид Росс, руководитель группы, высказал предположение о том, что «слуховые уникумы» расшифровывают сигналы, идущие из внутреннего уха — способность, утраченная подавляющим большинством обычных людей. Росс и его команда тестировали немузыкантов. Им предлагали прослушивать с интервалами чистые тоны, произведенные синтезатором, а также некоторые неправильные тоны, которые не ложатся в звукоряд, — и нажимать кнопку, соответствующую высоте звука. С этим заданием справились как обладающие абсолютным, так и относительным слухом и развитой тональной памятью. Затем Росс заполнил интервалы промежуточными звуками, получив ряд из 71 звука. Такое количество должно было сбить с тоники — первого звука, по которому обычно определяется высота всех остальных. Результаты оказались весьма неожиданными: люди с абсолютным слухом называли правильную высоту звука в 95% случаев, а с натренированным, в том числе и 45 экспертов-музыкантов из Йельской музыкальной школы с 10 — 20-летним стажем, не справились с заданием. Тест открыл феномен «наивного» абсолютного слуха у немузыкантов. Среди них оказались и такие, которые никогда не учились нотной грамоте и тем не менее не ошиблись ни разу. По статистике, один из 10 тысяч обладает подобным слухом. Даже в самых лучших музыкальных школах такие дети встречаются не чаще, чем один на десяток. Услышав звук, они будто наделяют его этикеткой, маркируют. Это происходит автоматически, подсознательно, без малейших усилий. Томас Кенти, 24-летний студент-медик с абсолютным слухом, говорит, что любой звук как бы высвечивается на некой клавиатуре перед его мысленным взором. Правда, опытные педагоги считают, что не всегда из «слухачей» вырастают классные музыканты. Бывает, что великими исполнителями становятся отъявленные шалопаи с далеко не идеальным слухом. Однажды юный скрипач из национального симфонического оркестра пожаловался, что если струнные настраиваются на десятую тона выше,ему кажется, что всю партию он играет неправильно, а «лажать» — это воистину танталовы муки. Ошибка в настройке на четверть тона бьет «слухачей» по ушам и доводит до умопомрачения. Это все равно, если бы вас заставили читать текст с листа с условием, что вы будете называть вместо данной — следующую букву алфавита. Скрипачу, виолончелисту, контрабасисту адски трудно перестраиваться, потому что «пальцы помнят» точнее, чем голова. Вивальди, Моцарт, Бетховен, Римский-Корсаков — это лишь некоторые композиторы, обладавшие абсолютным слухом. А вспомните несколько поколений Бахов. Это ли не доказательство генетического кода гениальности?! Но как и любой другой природный дар, слух необходимо развивать, тренировать. Особенных успехов на этом поприще достигают скрипачи, пианисты, начавшие играть в раннем возрасте. Тут подключается память на высоту звука, а все, что учат в таком возрасте, остается на всю жизнь.
Источник: http://www.2000.net.ua/print?a=%2Fpaper%2F23346 |