Звуки, которых нет А.Патрушев Д.Шумов Послушаем кассету с записью духовной музыки — тибетских монахов или григорианское пение. Если вслушаться, то можно услышать, как голоса сливаются, образуя один пульсирующий тон. Это один из самых интересных эффектов, свойственных некоторым музыкальным инструментам и хору людей, поющих примерно в одной тональности — образование биений . Когда голоса или инструменты сходятся в унисон, биения замедляются, а когда расходятся — ускоряются. Возможно, этот эффект остался бы в сфере интересов только музыкантов, если бы не исследователь Роберт Монро. Он понял, что несмотря на широкую известность в научном мире эффекта биений, никто не исследовал воздействие их на состояние человека при прослушивании через стереонаушники. Монро открыл, что при прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так называемые бинауральные биения, или бинауральные ритмы. Например, когда одно ухо слышит чистый тон с частотой 330 колебаний в секунду, а другое — чистый тон с частотой 335 колебания в секунду, полушария человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате он “слышит” биения с частотой 335 - 330 = 5 колебания в секунду, но это не реальный внешний звук, а “фантом”. Он рождается в мозге человека только при сочетании электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга. «Мне всегда нравилось спрашивать и узнавать что-то новое. Тем не менее, вплоть до поступления в высшую школу я никогда не получал удовольствия от учебы и не имел в ней особых успехов. Было время, когда я находился на грани академического срыва, когда даже удовлетворительные оценки давались с трудом. И это при том, что в детстве меня называли смышленым ребенком, который, по идее, должен учиться на отлично. Причиной моих неудач взрослые, как всегда, считали недостаток прилежания. Я же, разочаровывая их, все больше отчаивался сам. Став взрослым, я продолжил учебу в колледже, где также не блистал. Когда я заваливал экзамен, я пересдавал его до тех пор, пока не получал нужной мне отметки. Поступив же в высшую школу, я понял, что мне нужна новая стратегия, поскольку возможности бесконечно пересдавать экзамены здесь уже не было. Я уже не мог так много работать ради столь посредственных результатов, поэтому со всей силой своего отчаяния устремился на поиски этой новой стратегии. К счастью, я ее нашел — мне удалось преодолеть свою “неспособность” к обучению с помощью бинауральных ритмов и диметиламиноэтанола (ДМАЭ) - компонента, содержащегося в морепродуктах. В результате академический сизифов труд превратился в изысканное развлечение, повлекшее за собой отличные отметки и трансформацию меня как личности. Я чувствовал себя так, будто освободился из пожизненного заключения.» Этим вступлением начинает одну из своих статей Ричард Кеннерли — американский ученый, исследовавший влияние на умственную работоспособность человека прослушивания особых комбинаций звуковых колебаний, получивших название бинауральных ритмов. Таким образом, одним из самых эффективных способов организации биоэлектрических колебаний мозга (и связанных с ними психофизиологических состояний), одновременно обеспечивающих высокую синхронизацию обоих полушарий, являются бинауральные биения. Что же происходит в мозге, когда человек «слышит» эти звуки. В 50-е годы получил развитие метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), позволяющий записывать и изучать биоэлектрические потенциалы мозга. Тогда же было установлено, что частота биоэлектрических колебаний мозга способна синхронизироваться, при определенных условиях, с различными ритмичными стимулами, например, импульсами сверх слабого электрического тока, световыми вспышками и звуковыми щелчками, если частота следования стимулов находится в рамках естественного диапазона частот биоэлектрических потенциалов мозга. Легче всего мозг следует за стимулами в интервале частот 8-25Гц, но при тренировке этот интервал можно расширить на весь диапазон естественных частот мозга. В настоящее время принято выделять четыре основных вида электрических колебаний в человеческом мозге, каждому из которых соответствует свой диапазон частот и состояние сознания, при котором он доминирует.
Источник: http://www.yugzone.ru/articles/zvuk-2.htm |