Как справиться с "боязнью сцены" Что такое "боязнь сцены" и как артисты ее преодолевают? Наверное, каждый из нас, музыкант он или нет, испытывал когда-либо мучительную нервозность, возникающую при публичном выступлении: во рту сухо, сердце быстро бьется, колени дрожат и больших усилий стоит взять себя в руки. Вообразите, какова должна быть нагрузка на музыкантов, в особенности солистов и камерных исполнителей, которые должны выступать подолгу перед большими и критически настроенными аудиториями и при этом еще держать высшую марку. Как же они делают это? По-видимому, у каждого артиста есть свой собственный метод преодоления боязни сцены - будь это медитация, любимая еда или (как у одного моего знакомого, известного дирижера) просмотр "Гонг шоу" по телевизору. Об одном из самых замечательных способов я услышал от скрипача Ицхака Перльмана, который рассказывал мне, как разыгрывал "в лицах" свой дебют в Карнеги Холле в собственной гостиной. Первым делом он назначил дату воображаемого дебюта и начал готовиться к нему, устраивая ежедневные и генеральные репетиции точно так же, как он делал бы, будь это реальное событие. В намеченный день он немного поиграл, отдохнул, надел концертный фрак и стал смотреть на часы, ожидая своего "выхода" в восемь. Перед этим он хорошо натопил кухню, которой предназначил роль артистической костюмерной. За несколько минут до восьми он вышел в коридор между кухней и гостиной. Затем воображаемый капельмейстер сказал ему: "Окей, мистер Перльман, ваш выход", и тот вышел "на сцену", поприветствовал воображаемую аудиторию и сыграл свой сольный концерт так, как сделал бы в день настоящего дебюта. Перльман говорил, что очень нервничал в тот день, для него не было разницы между домашней инсценировкой и настоящим Карнеги Холлом. Когда состоялся настоящий дебют, он знал заранее, какие стрессы его ожидают, поскольку разведал все неизвестное заранее. Флейтист Робфт Эйткен, чтобы подготовиться к выступлению, использует самогипноз, способ, которому его научил гипнотизер-медик из Сас-качевана. "Музыканту очень полезно знать эту технику, - говорит Эйткен. - Думаю, что ее использовали многие из великих музыкантов, может быть, совсем не осознавая этого. Ее можно применять даже для очень специальных вещей, например, для ускорения трели!" Однако он также предупреждает, что при неправильном использовании гипноз может привести к отрицательным результатам, например, если попытаться сыграть концерт, находясь в трансе: "...Я попробовал однажды, но не чувствовал своего настоящего присутствия там, и получилось плохо". Я думаю, что любое слишком уютное состояние ума или тела на сцене может помешать выступлению. Одна моя подруга, певшая в бродвейском мюзикле, как-то раз во время представления вдруг забыла слова своей партии и никак не могла вспомнить, как ни старалась, хотя дирижер уже сыграл вступление целых три раза. Наконец, в страшном смущении, она повернулась к аудитории и сказала: "Не знаю, что со мной, я пела это на 183 спектаклях", и тут память ее вдруг вернулась, и она смогла продолжить свою роль. Помню одно ее любопытное замечание по этому поводу: "Я слишком расслабилась". Эксперименты с препаратом под названием пропанолол (один из так называемых бета-блокаторов1) вызвали интерес благодаря его выраженной способности контролировать уровень адреналина, помогая сохранять спокойствие без отрицательного воздействия на рефлексы. Это вещество не вызывает привыкания, но может сформировать у музыканта психологическую зависимость, что, в конечном итоге, может повредить его уверенности в себе. Для артиста очень важно знать, что он может положиться на свои собственные ресурсы. Однако, положительное свойство препарата состоит в том, что он может в крайних случаях помочь чересчур нервному исполнителю почувствовать, как хорошо не дрожать на сцене - с тем, чтобы впоследствии он смог работать над тем, чтобы достигать такого же состояния без помощи химии. Я думаю, впрочем, что лекарства - обманчивая панацея. Однажды я за сценой вместе с одной музыкантшей дожидался своего выхода. Вдруг, к моему изумлению, она вытащила маленькую серебряную коробочку, достала оттуда сигарету с марихуаной и закурила. Когда я спросил ее, является ли курение наркотиков перед выходом на сцену желательным действием, она ответила: "О, я всегда это делаю. Я считаю, что музыка должна вызывать необычные ощущения у исполнителя, и это передается аудитории". Она была права. Слушатели чуть не заснули. В трех исполнениях одной и той же восемнадцатиминутной пьесы время ее игры варьировало с разницей почти в четыре минуты! Мой собственный метод лечения боязни сцены состоит в том, что я стараюсь изменить свои возникающие заранее представления о том, что меня пугает. Возьмем, например, Карнеги Холл - музыканты боятся его по традиции, а не из-за особых свойств зала или тамошней публики. Недавно меня попросили произнести там небольшую речь перед исполнением одной из моих оркестровых пьес. Это был очень важный концерт с известным оркестром, и я очень волновался. В тот день была сумасшедшая суета, я не смог толком поесть и отдохнуть (что нередко для жизни на колесах, которую ведут артисты), поэтому к началу концерта я чувствовал себя усталым и раздраженным. По программе мое выступление шло последним. В перерыве я пошел за сцену в зеленую комнату (артистическая комната отдыха, названная так за свой успокаивающий колорит), снял пиджак, туфли, запонки и галстук, принял стойку на голове и стал щекотать себе пятки, что заставляло меня хихикать. Затем я сделал несколько мимических упражнений, растопыривая пальцы и строя рожицы зеркалу. Тем временем началось второе отделение концерта, оркестр заиграл вторую симфонию Гайдна. Слыша музыку через переговорную систему, я танцевал менуэт и думал: "Интересно, что подумали бы зрители, если бы увидели меня сейчас". Затем я умылся, одел все снова и спустился вниз, ожидая своего выхода. Я чувствовал себя энергичным и готовым к выступлению, но не нервным, и мое выступление в тот день удалось. Упражнения разогрели мою кровь и встряхнули меня, но, главное, я сменил свой внутренний образ Карнеги Холла, В этом почтеннейшем из концертных залов полагается себя чувствовать отмеченным судьбой, интеллектуально утонченным и - испуганным. Вы не должны скакать по зеленой комнате неглиже, хихикая, как мальчишка. Почти не сознавая того, я разрушил свои старые ассоциации и построил новые: до сих пор, когда я думаю о Карнеги Холле, я вижу себя, танцующего за сценой менуэт под симфонию Гайдна. Если исполнитель тщательно проработал свое выступление и правильно подготовился к нему, стоит не бояться нервозности, а, наоборот, предвкушать ее, Ваше тело сообщает, что адреналин поступает в кровь и вы готовы к сверхусилию. Для артиста нет ничего лучше этого.
Источник: http://wiki.vocalist.su/articles/psyhology/ |