НАС КРИТИКУЮТ. МЫ КРИТИКУЕМ. ИЛИ... САМ СЕБЕ КРИТИК! Предисловие. Когда я работал клавишником в составе цыганского эстрадного ансамбля, то заметил, что на всех наших выступлениях, как в кинотеатре на сеансе какого-нибудь индийского фильма, в первых рядах сидели исключительно местные цыгане. Затем, практически в каждом городе, они подходили к нам, артистам, и высказывали своё мнение по поводу прошедшего концерта. В основном, это была, конечно же, критика. Например, тут же, маленькие цыганята (из числа зрителей) пускались в пляс. И выплясывали так здорово, что просто нет слов! Словно показывая взрослым артистам, как надо. Причём делали они это искренне, с огромным энтузиазмом, одним словом - «зажигали»! Что говорить, цыгане – очень музыкальная нация. Когда очередной «разбор полётов» завершался, среди артистов сразу же возникали огорчения и негодования. Типа, мы профессионалы, а они кто такие, чтобы нам указывать или, тем более, учить?!... Мне запомнилась сказанная однажды по этому поводу фраза. Сказана она была художественным руководителем коллектива Василием Фёдоровичем Васильевым (исполнителем роли Яшки-цыгана в кино-трилогии «Неуловимые мстители»). И звучала она примерно так: «Каждый из этих "критиков" желает лишь одного - красивой жизни артиста, но честно признаться нам в этом не может. Гордые люди. Предложи им бросить всё и поехать с нами, бросят и поедут…» Заметив немой вопрос в глазах коллег, и чтобы поставить жирную точку, после короткой паузы Василий Фёдорович с улыбкой добавил: «Быть обычным зрителем – это слишком просто. Быть благодарным зрителем – слишком сложно». НАС КРИТИКУЮТ… Согласитесь, без критики творчества не бывает. Критиковали во все времена. Всех великих новаторов принимали "в штыки", от поэтов, музыкантов и художников до королей и президентов. Это нормально и от этой "нормальности" никуда не спрячешься. Но критика, как, впрочем, и сами критики, бывает разной. И это, в общем-то, тоже нормально и даже полезно! На самом деле очень важно: * не только не бояться критики, но и относиться к ней, как к должному, само собой разумеющемуся. * Понять КТО, КАК и ЗА ЧТО тебя критикует. * Разобраться в причине, т.е. ЗАЧЕМ кому-то вдруг понадобилось Вас критиковать. Давайте по порядку. КТО КРИТИКУЕТ? Нарисуем два портрета критиков: 1. Первый. Профессионал в той же области творчества. Он высказывает свою точку зрения. При этом скупится на полезные советы и готов ответить на Ваши вопросы, протянуть руку помощи. 2. Второй. Специалист, не лучше Вас разбирающийся в обсуждаемой теме. Убедительно, с умным выражением лица говорит только то, как не надо или нельзя делать. Подчёркивает Ваши слабые, по его мнению, стороны. При этом, красуясь и смакуя свою "речь". Такой критик позиционирует себя настоящим гуру в тех или иных вопросах, но сам при этом не сделал ничего достойного чьего-либо внимания. Он старается выглядеть умнее, чем есть, а на самом деле выглядит, по крайней мере, смешно и просто нелепо. Что ж, отнеситесь к данному оратору и ему подобным с улыбкой! КАК КРИТИКУЮТ? Понятно, что критика в первом варианте более привлекательна. Как правило, человек, добившийся чего-то в жизни, достигший немалых вершин в своём деле, скромен и доброжелателен. Его уважают. К мнению прислушиваются. Каждое его слово - на вес золота. От него бывает очень сложно, а порой даже невозможно добиться критических замечаний. Ему было бы проще искренне похвалить Вас или вовсе промолчать. Если такой человек решился на критику, значит, ему действительно есть что Вам сказать. Таких людей единицы! Критика по существу – очень даже полезная вещь!!! Второй вариант даже и обсуждать не хочется... Но, в любом случае, я не приветствую публичную критику. Моё мнение такое, если хочешь что-то посоветовать другому человеку, чем-то помочь, спроси его, нуждается ли он в этом. ЗАЧЕМ КРИТИКУЮТ? Если кто-то критикует Вас во всеуслышание, значит это больше надо ему. Для чего? Скорее всего, делает он это не столько из добрых побуждений, сколько для того, чтобы быть услышанным. Я называю это критикой "с высокой колокольни". Обычно поэты критикуют поэтов, музыканты - музыкантов, художники - художников, парикмахеры - парикмахеров, стоматологи - стоматологов и т.д. и т.п. Обывателю же чаще всего то, что он видит, слышит или ощущает: - очень нравится, - просто нравится, - совсем не нравится. Зачем так поступают мастера своего дела по отношению к коллегам по ремеслу? Я думаю, что им не хватает признания. Такое поведение вызвано желанием обратить на себя внимание. Мол, и мы тут не лыком шиты. Вероятнее всего, у подобных мастеров мастерства и не хватает... Вот и подаются они в критики. Видимо, критиковать других проще... МЫ КРИТИКУЕМ… Давайте делать это корректно! Никогда не критикуйте, не похвалив! У большинства из нас самолюбие достаточно уязвимо, поэтому на критику мы реагируем болезненно. Если мы выступаем с критикой в чей-то адрес, то невольно раним его самолюбие. Как известно, каждый человек непременно желает слышать о себе только хорошее. Если необходимо кого-то покритиковать, то лучше делать это конфиденциально, с глазу на глаз. Предварительно похвалить и закончить критику, чтобы не оставить неприятного осадка от состоявшейся беседы, обязательно на приятной ноте. И всё-таки, возвращаясь к критике в Ваш адрес, хочется добавить следующее: КРИТИКА - НЕ ПОВОД ДЛЯ ПЕРЕЖИВАНИЙ. Вас критикуют, значит, Ваше творчество кого-то задевает. Это уже неплохо, согласитесь. Значит, есть повод задуматься, над чем работать и в каком направлении двигаться дальше. Если бы Вы сидели, сложа руки, и ровным счётом ничего не делали, разве стали бы Вас критиковать? Безделье осуждают, а дела обсуждают. Критика на ровном месте не возникает. Послесловие. Людям, чей рабочий день составляет восемь часов в сутки, сложно понять тех, кто трудится по десять-двенадцать и более часов ежедневно, без выходных и праздничных дней. Кстати, по этой причине, друзья и знакомые могут поставить Вам "жуткий" диагноз - "звёздная болезнь"! Ведь на общение с ними у Вас совершенно не остаётся времени. Но! В отличие от них, есть любимое занятие, есть цель в жизни и огромное желание достичь этой цели. Значит, всё-таки, Вы счастливый человек и нет повода для переживаний!
Источник: http://wiki.vocalist.su/articles/psyhology/ |