Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос

Чего Вам не хватает в этой жизни?
Всего ответов: 201

Статистика

Главная » Статьи » Cтатьи

Введение в музыкальную психотерапию
Введение в музыкальную психотерапию

ЭПИГРАФ: "Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного".
(Платон)

В настоящее время все большую популярность приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одним из таких перспективных методов признана музыкальная терапия.

Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии, и национальности, музыка является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов.

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей - это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности.

Музыкотерапия используется при работе с широким спектром людей, независимо от возраста, музыкальных способностей или музыкального образования.

Mузыкальная психотерапия – это арт - терапевтическое направление, использующее музыку и музыкальные инструменты в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

музыкальная психотерапия В зависимости от степени участия клиента в психотерапевтической группе музыкотерапия подразделяется на две основные формы: пассивную (рецептивную) и активную.

При пассивной музыкотерапии участникам психотерапевтических групп предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие их психологическому состоянию, после чего происходит обсуждение собственных переживаний, воспоминаний, ассоциаций, фантазий, возникающих в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, три произведения.

Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения участников группы, это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

Целью пассивной музыкальной терапии является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое способствует отреагированию различных проблем и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, живопись, танец.

Пассивная музыкальная терапия существует в трех формах:
- Коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия),
- Реактивной (направленной на достижение катарсиса),
- Регулятивной (способствующей снижению нервно – психического напряжения).

Композиторы, произведения которых рекомендуются для музыкотерапии: К.Глюк, Ж.Массне, Я.Сибелиус, Р.Шуман, С.Рахманинов А.Дворжак, Д.Шостакович, П.Чайковский, Л.Бетховен, Ф.Лист, Ф.Шопен. При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Происходит воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.

музыкальная психотерапия Активная музыкотерапия предполагает непосредственное участие клиента в музыкотерапевтическом процессе (он сам поет, играет на доступных музыкальных инструментах, выполняет творческие задания музыкотерапевта). К самым популярным ее направлениям относятся:
• вокалотерапия;
• музыкально-педагогическая реабилитация;
• музыкотерапия по методу Нордоффа-Роббинса;
• аналитическая музыкотерапия и активная музыкопсихотерапия;
• онтопсихологическая музыкотерапия по А. Монгетти.
Вокалотерапия базируется на оздоровительных свойствах классического пения и включает в себя упражнения по акустической стимуляции жизненно важных органов, а также упражнения, повышающие адаптационные и интеллектуально-эстетические способности человека. Вокалотерапия сочетает в себе использование внутренних (вокалотренинг) и внешних (рецептивная музыкотерапия) акустических сигналов сложной ангармонической природы. Музыкально-педагогическая реабилитация использует с лечебно-восстановительной целью музыкально-педагогический процесс, который может осуществляться в виде музыкально-дидактических игр, обучения пению, игре на музыкальных инструментах, движению под музыку (ритмика, танцы, игры), прослушивания музыки. Музыкотерапия по методу Нордоффа-Роббинса. В этом направлении делается акцент на уникальность роли “живой” (исполняемой “вживую” – самим музыкотерапевтом) музыки как средства коммуникации. При этом музыкотерапевт должен иметь навыки спонтанного лечебного музицирования и импровизации. Существуют разновидности метода для детей, подростков и взрослых. Участники всех уровней вовлекаются в процесс совместного с терапевтом создания музыки с помощью музыкальных инструментов.

Аналитическая музыкотерапия и активная музыкопсихотерапия. Происходит исследования бессознательного посредством психоанализа "звукового самовыражения" клиента, происходящего в процессе совместного (вместе с музыкотерапевтом) музицирования. Здесь используется психоанализ, который ведется на основе теоретических концепций Фрейда, Адлера, Клейна, Шмольца и др. При этом в рамках музыкотерапевтического сеанса обязательно должна проводиться психологическая коррекция – метод комплексного психологического воздействия на цели, мотивы и структуру поведения пациента, а также на развитие его некоторых психических функций: памяти, внимания, мышления.

музыкальная психотерапия Онтописхологическая музыкотерапия – автором является Антонио Менегетти (Италия), который считает, что бессознательное представляет собой реальность не только психическую, но и телесную. При этом в организме человека изначально (уже с периода внутриутробного развития) заложен определенный порядок, внутренняя гармония. Этот внутренний порядок наделен особой – сугубо индивидуальной – музыкой и движением. При этом методе используются ударные инструменты (чаще всего – это двойной комплект "Конга"). Музыкотерапевт выполняет функции "посредника". В данном процессе нет никаких правил, с каждым моментом рождается новая музыка, спонтанная, согласующаяся с внутренней гармонией пациента, которая отражает взаимодействие его тела, эмоций, состояния души, сексуальности, способности двигаться и т.д. Цель состоит в том, чтобы у пациента была максимальная возможность проявиться наилучшим образом и с большей любовью к себе посредством именно музыкального посыла, на который реагирует организм.

На сегодняшний день мировая официальная музыкотерапия использует около 20 различных “общепризнанных” методик. Музыкотерапевт Ганс-Гельмут Декер-Фойгт (Германия) в своей книге “Введение в музыкотерапию” подметил: “На свете есть почти столько же видов музыкальной терапии, сколько музыкальных терапевтов”. Активное участие в музыкально-терапевтическом сеансе клиента, выражающего свое эмоциональное состояние в разных видах искусства, приводит к разрушению имеющегося у него внутреннего конфликта.

музыкальная психотерапия Проводятся группы активной музыкальной психотерапии, которые ведут арт - терапевт и музыкант. На таких группах используются музыкальные инструменты: струнные, перкуссия, духовые, клавишные, а также голос. Используются как классические, так и экзотические инструменты для данной местности.

Применяются не одинаковые, а разные инструменты, так как участники психотерапевтических групп приходят с разной тональностью своего психического состояния. На группах музыкальной психотерапии использовались методики «музыкальный импульс», «создание музыкальной группы», «хаос звуков», «зеркало телесной музыки» и др. В группе существует возможность участникам выразится в звуках музыки и освободится от переполняющих душу переживаний.

Наилучшим психотерапевтическим способом выступает, как оказалось, не просто прослушивание музыки, а само ее воспроизведение: игра на музыкальных инструментах, а еще лучше – пение.

В процессе игры человек совершает движения в такт музыке (нажим на клавиши, растягивание мехов, движение смычка). Чтобы воспроизвести мелодию, участнику приходится дышать в ее темпе. Наблюдения показали, что организм (дыхательная, кровеносная системы) подстраивается под музыкальный темп и психологическое восприятие музыки становится тоньше: участники могут заметить те оттенки, которые не замечают простые слушатели. Такое умение является следствием постоянного прослушивания и воспроизведения музыкальных мелодий, когда организм привыкает к их воздействию и уже лучше выбирает, что для него полезно.

Звук пропитывает весь организм и в соответствии с определенным своим влиянием замедляет или ускоряет ритм циркуляции крови, возбуждает нервную систему либо успокаивает ее, пробуждает в участнике более сильные чувства или умиротворяет его, приносит покой. В музыкотерапии участники идут за движением, вслед за музыкой, обращается внимание на наслаждение внутри себя. В определенный момент участники чувствуют, что уже не они идут за музыкой, а музыка несет их. Какая музыка? Та, что родилась в них самих, импровизированная музыка. При импровизации предлагается возможность делать выбор, что помогает развитию решительности.

Импровизация освобождает творческие, глубоко скрытые средства выражения чувств. Появляется внешний звук. Внешний звук становится слышимым только потому, что возникает звук внутренний в сознании, а когда звук внутри замолкает, тогда тело не может создать внешний звук. Созданная музыка соответствует одной из нот, входящих в хроматическую гамму висцерального (внутреннего, внутренних органов) тона, т.е. то, что участнику группы будет "по душе". Музыка создается участником непосредственно в ходе группы музыкальной психотерапии. Также используются музыка и движение с целью достижения максимальной интровертности, что приводит участников группы к самостоятельному осмыслению своих глубинных пластов. В результате прогрессивного обучения такому типу интровертности можно обрести способность целостного восприятия себя.

Отдельным органам и системам нашего организма в здоровом состоянии присуще особое сочетание гармонических колебаний, на терминологии музыкантов - нот. С этой точки зрения каждый из нас - сложнейшее музыкальное произведение.

Гармония. Мелодия образуется последовательностью звуков. Гармония же производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом, которые формируют аккорды. Благодаря различным вибрациям, излучающимся этими аккордами, в душе слушателей возникает либо чувство гармонии, либо диссонанса, что в любом случае оказывает определенное физиологическое и психологическое воздействие. Преобладание диссонансов является выражением разлада, конфликтов, кризисов. В повседневной жизни, богатой сегодня разного рода трудностями и стрессами, музыкальная психотерапия может служить хорошим средством профилактики, помогая людям жить, работать и быть счастливыми. Музыка имеет неуловимые творчески организующие и эмоциональные качества.

Музыкотерапия является наиболее древней и естественной формой коррекции эмоциональных состояний, которой многие люди пользуются (осознанно или нет) - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

В завершении хотелось бы процитировать древних индусов: «весь мир — это звук. Все мироздание, и даже пустота, является вибрирующим звуком».

Литература:
1. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Академический Проект; Трикста, 2008. – 400с.
2. Никитин В.Н. Онтология телесности: смыслы, парадоксы, абсурд. – М.: Когито-Центр, 2006. – 320 с.
3. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. – Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитраных исследований, 2001. – 128 с.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.

Анна Езык, психолог

Источник: http://upsihologa.com.ua/Vvedenie_v_muzykalnuyu_psihoterapiyu.html

Категория: Cтатьи | Добавил: Ivan (31.01.2010)
Просмотров: 9389